Письмо о проблемах клиенты и партнеры получили 15 апреля. «31 марта 2016 года Верховная Рада Украины приняла новую редакцию закона «О страховании». Этим документом предусматривается значительная докапитализация страховых компаний, повышенные требования к риск-менеджменту, что в значительной мере требует увеличения затрат на администрирования страхового дела», — говорится в письме (полный текст — ниже). Денег для докапитализации у акционеров компании не оказалось, поэтому она и предупредила клиентов о том, что не сможет платить. И добавила, что передала страховой портфель и обязательства по нему на обслуживание в СК «Вусо».
«Вусо» передачу портфеля не признает. Точнее, признает частично. В пресс-службе СК «Вусо» Минфину сообщили, что компании действительно сотрудничали. «В апреле 2016 года СК «Нова» предложила нам обеспечить страховую защиту ее клиентов по некоторым договорам добровольного страхования, – рассказали в пресс-службе СК «Вусо». — В результате переговоров наша компания заключила с некоторыми корпоративными клиентами СК «Нова» новые договора добровольного медицинского страхования». Клиенты, которые перешли на обслуживание в СК «Вусо» получили новые условиях страхования. О передаче портфеля в классическом смысле компании не договаривались.
Процедура передачи страхового портфеля в украинском законодательстве не регламентируется. «Передача клиентов одной страховой компании другой СК происходит чаще всего посредством подписания трехстороннего договора. При этом страховая компания, которая отдает своего клиента может получить комиссионные от второй СК», – объясняет Вячеслав Черняховский, генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес». По его словам, медицинский портфель СК «Нова» был безубыточным, уровень выплат по нему был не очень большой.
Вызывает вопросы заявление компании и у общественной организации «Страховая защита». Она обратилась к Нацкомфинуслуг с предложением срочно ввести в СК «Нова» временную администрацию «для предупреждения отчуждения ее активов и выполнения принятых этим страховщиком обязательств перед потребителями страховых услуг». Основанием стало заявление руководства СК «Нова» о «незаконной передаче части своих обязательств другому страховщику, что является грубым нарушением прав потребителей страховых услуг» (полный текст обращения — ниже).
Страховая компания «Нова» была середняком украинского рынка. В прошлом году она собрала 57,3 млн гривен валовых премий. В нашем рэнкинге страховых компаний она заняла бы 18-е место из 20. Ее доля на рынке ОСАГО - 1,3%. У компании есть долг перед фондами Моторного транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ). Через несколько часов после публикации этого материала МТСБУ ответило на вопросы «Минфина». По данным бюро, долг СК «Нова» — 2,256 млн гривен. Срок задолженности — полтора месяца. Остаток бланков полисов ОСАГО в компании составляет 12445 шт. Учитывая показатели компании по количеству жалоб и качеству урегулирования, ей была ограничена квота по выдаче бланков ОСАГО. Последний раз компания получала 8500 бланков 10 февраля 2016 года.
От потерпевших и страхователей СК «Нова» в 2015 году бюро 63 жалобы. В первом квартале 2016 года — 18 жалоб. В так называемом «светофоре» МТСБУ (система оценки результатов работы страховщиков, продающих ОСАГО) СК «Нова» стабильно получала неудовлетворительные оценки по всем трем категориям: общая оценка деятельности СК, качество урегулирования и показатель жалоб.
Василий Дарков, директор ГО «Страховая защита», говорит что количество открытых исполнительных производств в отношении СК «Нова» значительно выросло. По его данным, если в 2015 году таких дел было всего 15, то уже за первый квартал 2016 года — 43, за неполный апрель добавилось еще 26 дел. По данным Черняховского, сумма исковых претензий к страховщику небольшая. «По некоторым делам там копеечный суммы – порядка 1000-1500 гривен», – говорит он. Это значит, что компания не может компенсировать даже незначительный ущерб.