Время
Пост главы НБУ Кубив занимал всего 3,5 месяца: с 24 февраля по 18 июня 2014 года. На этой должности он сменил Игоря Соркина, работавшего в команде Януковича.
Курс
При Кубиве начала падать гривна. Он пришел в НБУ при курсе 9,32/9,36. Через три дня после назначения гривна упала до 11,10. Затем котировки немного откатились, но 18 июня, когда Кубив уходил в отставку, курс достиг ровно 12 гривен.
Нацбанк Кубива не очень охотно выходил на межбанк с интервенциями — в марте регулятор купил 52,3 млн $, в апреле и в июне не вмешивался в рынок вообще. Пассивность в НБУ оправдывали низкими золотовалютными резервами и требованиями МВФ не тратить их. Только в мае, когда Украина получила первый транш кредита на 3,7 млрд долларов, Нацбанк стал куда более активным, купив в ходе интервенций 786,4 млн долларов и продав 211,6 млн. Это позволило стабилизировать курс — весь месяц доллар колебался у отметки в 12 грн.
«Мы говорим о плавающем курсе, на который Нацбанк не влияет. Ведь курс 8 для государства стоил больше, чем мы сейчас привлекаем от международных кредитных организаций. Человек должен привыкать к тому, что цена на валютном рынке формируется так же, как и на продуктовом»
Ограничения
Укротить курс команда Кубива пыталась с помощью валютных ограничений. НБУ ввел лимиты на выдачу наличной валюты со счетов клиентов была эквивалентом 15 000 гривен в сутки. Нацбанк запретил сделки на межбанке без физической поставки валюты. Участники рынка с тех пор могли работать только в рамках операций «тод» (today – конвертация происходит в день заключения сделки), «том» (tomorrow – конвертация «завтра» по зафиксированному «сегодня» курсу) или «спот» (конвертация через три дня).
«Мы усилили и будем пресекать действия нарушителей валютного законодательства. Я хочу предупредить всех глав правлений банков, проинформировать собственников банков, с которыми будут проведены личные встречи, что спекуляции, нарушения законодательства, нарушения нормативов НБУ будут пресекаться»
В результате упали объемы межбанка. В середине февраля торги $700 млн в день рынок считал очень скромным показателем. Счет шел на миллиарды. 28 января 2014 года объем межбанка составил $4,7 млрд, 3 февраля – $4,3 млрд. Но уже в апреле лучшим показателем межбанка стали $440 млн долларов за день. Средний объем операций снизился до $200-300 млн.
Банки-банкроты и рефинанс
Большой банкопад начался как раз во время правления Кубива. С марта по июнь 2014 года Нацбанк ввел временные администрации в 9 банков, среди которых крупные Брокбизнесбанк Сергея Курченко и банк Форум Вадима Новинского.
«181 банк для Украины — это очень много. Значительная часть банков занимается ненужными вещами и еще часть — это мода. Каждый хотел иметь себе собственный банк… Скоро эта мода закончится»
Как раз за этот период НБУ выдал банкам больше половины от общей суммы кредитов рефинансирования в 2014 год – 63,02 млрд гривен. Для сравнения, с января по февраль 2014-го НБУ Игоря Соркина рефинансировал банки на 23,95 млрд грн, а за полгода правления Валерии Гонтаревой – на 28,64 млрд.
Крупнейшие одноразовые кредиты за эти три месяца получили ПриватБанк (три кредита по 5 млрд гривен), Ощадбанк (4 млрд гривен), Дельта Банк (2,3 млрд грн) и банк Финансовая инициатива (два кредита по 2 млрд гривен).