Более высокие налоги могут повлиять на рейтинговую картину, что обусловит более высокий леверидж и более слабую ликвидность компаний. Повышение налогов, объявленное в октябре 2015 года, по расчетам Fitch, было относительно небольшим и будет стоить российским компаниям 3-7% от их долларовой EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов и налогов и начисленной амортизации). Однако предложение Минфина повысить налоги на добычу полезных ископаемых может привести к падению EBITDA более чем на 20%. В таком случае компаниям придется больше полагаться на российскую банковскую систему для поддержки ликвидности и сокращать капитальные расходы, что может ослабить их с операционной точки зрения.
Fitch полагает, что при нынешних прогнозах на нефть, налоги в РФ вырастут. Умеренное повышение налогов, объявленное в октябре, как разовая мера, сохранится в 2017-2019 гг. Дальнейшее повышение налогов, вероятно, будет результатом компромисса между нефтяными компаниями и властями, а потому она будет меньше предложенного повышения Минфином в феврале. Налоговые льготы могут смягчить негативный эффект от повышения.
Если цены на нефть снова упадут ниже $35 за баррель и останутся на таком уровне в течение продолжительного периода времени, то вероятность более значительного повышения налогов увеличится.
На данный момент Fitch использует февральский прогноз цен на нефть при определении рейтингов компаний. Согласно ему, нефть будет стоить $35 за барр. в 2016 году, $45 за барр. в 2017 году, $55 в 2018 году и $65 в долгосрочной перспективе. Данные цены усилят давление на российские компании, но оно компенсируется гибким курсом рубля и прогрессивным налоговым режимом.
Агентство утверждает, что ключевые показатели российских компаний в целом останутся в рамках, соответствующих их текущим рейтингам. Единственным исключением будет «Газпром нефть», чей чистый леверидж по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) может превысить 2,5х из-за масштабных капиталовложений и высокой доли валютного долга. Но, скорее всего, этого будет недостаточно для понижения рейтинга, из-за ожидаемого улучшения левериджа после 2016 года и сильных юридических связей с «Газпромом».