Шансов на спасение банка мало. «Ситуация в банке достаточно сложная. Насколько меня проинформировали, было много «сворачиваний» депозитов: 60-70% от общего портфеля вкладов. Денег в банке нет. Есть только средства на корсчетах одного госбанка, около 5 млн гривен. И несколько кредитов, которые, в теории, можно будет обслуживать», – сказал Forbes заместитель главы Фонда гарантирования вкладов Андрей Кияк.
«Петрокоммерц-Украина» был основан в 1996 году как АвиатекБанк. Со временем он отошел к украинским активам группы «Лукойл». На 1 января 2014 года 96,48% акций украинского ОАО «Банк Петрокоммерц-Украина» принадлежали российскому ОАО «Петрокоммерц». Его собственниками были граждане Российской Федерации Леонид Федун, Вагит Алекперов, Сергей Михайлов и Юрий Селезнев. К 1 августа картина изменилась – по-прежнему 96,48% украинского банка принадлежат российскому ОАО «Банк «Петрокоммерц», но владельцами последнего теперь числятся Вагит Алекперов и Леонид Федун.
После начала вооруженного конфликта на Донбассе банк был выставлен на продажу. Покупателем стала российская корпорация «Открытие», получив соответствующее разрешение антимонопольного ведомства в июне 2014 года. В числе потенциальных покупателей банка называли также группу «Альфа» и бизнесмена Андрея Онистрата.
«Мы очень пристально смотрели на банк. Хотели купить. Сначала «Петрокоммерц» принадлежал «Лукойлу», а потом его продали российской финансовой корпорации «Открытие». И там, в этой корпорации, есть 3-4 бенефициара. Я встречался в Москве с акционерами, но ни до чего не договорились. Они хотели $6 млн, а мы считали, что это много. Проблем было достаточно полтора года назад. Порядка 60% всей деятельности было сосредоточено на Востоке. Мы смотрели банк как раз перед войной», – поясняет Андрей Онистрат.
Кроме вопросов к ликвидности банка, у ФГВ к «Петрокоммерц» были претензии относительно непрозрачной структуры собственности. В Фонде уточняют, что есть несколько причин для введения временной администрации. «Банк могут признать неплатежеспособным из-за непрозрачной структуры собственности, неплатежей или нарушений в сфере финмониторинга. К «Петрокоммерц» были вопросы по структуре собственности этого банка», – говорит Андрей Кияк.