Формально и то и другое – это некие декларации о намерениях. Фонд гарантирования подтверждает, что не будет мешать общественности контролировать процесс ликвидации банков. У Дельта Банка в соглашении прописано больше конкретики. У ФиКа — классический меморандум, содержащий лишь общие тезисы.
Что это означает на практике – не совсем понятно. В организации «Национальное благо Украины», которая объединяет пострадавших крупных вкладчиков ФиКа, говорят, что меморандум предусматривает создание «рабочих групп». Их деятельность будет регулироваться отдельными соглашениями. Группы должны следить за справедливой оценкой и реализацией имущества банка и участвовать в судебных разбирательствах по спорным активам.
«Мы будем принимать участие со стороны общественности в судебных процессах, где нарушаются права кредиторов. Есть множество случаев, когда заемщики пытаются «схлопываться», то есть делать взаимозачет кредитов с какими-то непонятными неоднородными депозитами. Со своей стороны мы будем этому препятствовать» — говорит Максим Гарус, член правления общественной организации «Национальное благо Украины».
Гарус представлял организацию при подписании меморандума. Свои подписи под документом поставили директор-распорядитель Фонда гарантирования Константин Ворушилин и уполномоченный на ликвидацию банка Финансы и Кредит Елена Чернявская.
При этом Гарус признает, что никаких обязательств ФГВФЛ на себя не взял. Он лишь поддержал инициативу вкладчиков, но принципиальные вопросы, как и раньше, будет решать по собственному усмотрению.
Максимум, что может сделать для вкладчиков Фонд – это известить об определенных спорах или разбирательствах, где они могут поучаствовать в качестве общественного наблюдателя. В остальном же – банковскую тайну и правила разглашения конфиденциальной информации никто не отменял. Никаких привилегий у сообщества крупных клиентов ФиКа не будет.
Главное что сейчас интересует вкладчиков банка из категории «200 плюс» – это процесс формирования «ликвидационной массы». Это совокупность всех имущественных активов (как материальное имущество, так и права), принадлежащих банку на момент начала ликвидации.
Они подлежат продаже через аукционы Фонда гарантирования. От их оценки напрямую зависят выплаты крупным вкладчикам. Гарантированную сумму в 200 тыс. гривен им выплачивают в общем потоке, остальное выпадает на четвертую очередь удовлетворения требований кредиторов. Эти выплаты финансируются только за счет продажи имущества банка. По банку Финансы и Кредит сейчас идет первая очередь выплат.
Опыт Дельты
Единственным крупным банком, вкладчики которого инициировали аналогичное сотрудничество с Фондом, был Дельта Банк. Но, как подчеркивают в «Спілке вкладників Дельта-Банку», в отличие от ФиКа это не меморандум о намерениях, а скорее «протокол о взаимодействии». В нем прописаны конкретные механизмы того, как вкладчики могут участвовать в процессе ликвидации финучреждения.
Главная особенность случая Дельты – это личное поручение президента Петра Порошенко главе ФГВФЛ Константину Ворушилину привлечь вкладчиков банка к контролю за этим процессом. Игнорировать в Фонде эту инициативу просто не могли.
Украинское законодательство определяет кредиторов неплатежеспособных банков, как заинтересованных лиц, и не позволяет им участвовать в ликвидации. Но они могут присутствовать на открытых судах, фиксировать нарушения и предавать их огласке. Именно этим и пользуются крупные вкладчики банков-банкротов. Клиенты Дельты, например, постоянно сотрудничают с ликвидатором, обмениваются информацией о нарушениях с Фондом гарантирования и службой безопасности банка.
«Ликвидатор банка занимается возвратов активов, выведенных накануне признания банка банкротом. Речь идет о сумме порядка 20 млрд гривен. Недавно нам удалось повлиять на решение суда о законности выведения одним из бывших акционеров банка 2,5 млрд гривен. Без общественного резонанса это вряд ли бы получилось. Имел место подкуп судей» — говорит глава «Спілки вкладників Дельта Банку» Роман Бадалис.
То же самое касается и продажи активов. Правда, речь о реализации пока не идет, на данный момент завершена только инвентаризация имущества. Дело не дошло еще даже до оценки. В «Спілке» ожидают начало продаж ближе к лету этого года.
«Ликвидатор передал нам короткий список аккредитованных оценщиков на согласование. В свою очередь вкладчики делали по всем доступным ресурсам проверку и этих оценщиков и подавали ликвидатору свои замечания. И эти замечания учитывались» — рассказывает Бадалис.
Кроме того, своим давлением «Спилка» не позволила государственным Ощадбанку и Государственному ипотечному учреждению настоять на удовлетворении своих требований к Дельта Банку вне очереди. Речь идет об очень крупных суммах, поэтому вкладчики считают это одним из главных своих достижений.
Общие усилия
Взглянуть на тексты меморандумов/протоколов ФиКа и Дельты можно лишь в виде пресс-релизов Фонда гарантирования. Там указаны общие тезисы соглашений, конкретики не так уж и много. Сами документы не публичны. В Дельте, например, это объясняют персональной информацией вкладчиков. Разглашению она не подлежит.
Теоретически, заниматься защитой своих прав можно и без общественных организаций. Но для крупных вкладчиков-физлиц это сложнее и менее эффективно. Членами таких сообществ может стать любой вкладчик категории «200+». Для этого нужно подать заявление и подтвердить наличие крупного вклада фрагментом договора. Затем уплатить вступительный взнос. В случае с ФиКом — это 500 гривен.
Все дальнейшие затраты (офисы, юристы, аудиторы и проч.) формируются целевым способом. Правление формирует смету и вместе с другими участники организации ее финансирует. Но многие задачи вкладчики решают своими силами. Среди них много юристов, аудиторов и оценщиков, что в некоторой степени облегчает работу.
Как говорит Максим Гарус из сообщества вкладчиков ФиКа, они занимаются этим почти круглосуточно, в свободное время. Но он предпочитает не отчаиваться и называет это «второй попыткой заработать свои деньги».