North Dakota Sour – низкокачественная нефть с высокой примесью серы. Год назад ее баррель стоил 13,5$, в январе 2014 – 47,6$. Теперь же спрос на этот сорт слишком низок. При и так низкой добыче в 15 тыс. баррелей в сутки (на месторождении Баккен в Северной Дакоте добывают 1,1 млн баррелей нефти ежедневно), нефть просто некуда девать. Пользуясь случаем, компания Flint Hills Resources (принадлежит братьям-миллиардерам Чарльзу и Дэвиду Кохам) заявила о готовности забрать нефть себе, но только если за каждый баррель ей дополнительно заплатят по полдоллара.
Это означает, что нефть North Dakota Sour стоит меньше, чем ничего.
Для североамериканского рынка это уникальный случай, однако, если падение мировых цен на нефть продолжится, подобная угроза стоит перед еще несколькими марками нефти. Это американские South Texas Sour, которая сейчас стоит 13,25$, Oklahoma Sour (13,50$) и канадская Keystone XL (8,35$).
Все это – некачественная нефть, предприятиям необходимо специальное оборудование для ее переработки. Спрос на нефть подобного сорта базировалась на смешивании блендов, когда высокосернистую нефть смешивают с более качественной. Но сейчас это невыгодно: покупать плохую нефть и тратиться на переработку нет смысла. При нынешних ценах за относительно небольшие деньги приобрести гораздо более качественные сорта.
Сернистость нефти негативно сказывается и на возможностях транспортировки. Еще в 2011 году транспортная компания Enbridge запретила использование своих нефтепроводов для перегонки низкокачественной нефти из Северной Дакоты. После этого производителям North Dakota Sour приходилось перевозить нефть на грузовиках или по железной дороге. Сейчас это делает перевозку экономически невыгодной.
В таких условиях единственное, что остается для нефтедобытчиков, работающих с North Dakota Sour – прекратить разработку месторождений. Или все-таки платить «клиентам» по 0,5$ за каждый баррель.