В 1997 году в голову Дэвида Боуи пришла блестящая идея. Вместе со своими консультантами-финансистами (сделкой занимался известный музыкальный банкир Дэвид Пуллман) он получил 55 млн долларов от продажи облигаций. Обеспечением по ним выступил необычный залог — будущие авторские гонорары за использование композиций, написанных до 1990 года. Облигации выпускались на 10 лет, ежегодный купонный доход их держателей составлял 7,9%. Это был первый в истории пример секьюритизации (перевода в ценные бумаги) такого неликвидного актива, как авторское право.
Творческое наследие Боуи было сгруппировано в «пул». Его «сердцем» стали главные хиты британца – «Space Oddity», «Changes», «Ziggy Stardust». Такая комбинация позволила Боуи не продавать кому-либо права на свои песни. Эти ABS-бонды (Asset-Backed Security – ценные бумаги на группу активов) выпускались в форме деривативов, то есть производных бумаг. Их владельцы получали фиксированный годовой доход, зная, что в случае банкротства певца (или его смерти), они будут получать авторские гонорары вместо него.
Музыкант тоже имел свою выгоду. Ему не нужно было ждать авторских отчислений. Деньги, которые Боуи заработал бы за 10 лет, он получил в один момент. Кроме того, эти бонды считались займом, благодаря чему можно было не платить налоги с этого 55-миллионного поступления.
Агентство Moody’s присвоило выпуску оценку «А3». Это означало, что «бонды Боуи» воспринимались на рынке, как бумаги с низким кредитным риском. 55 млн долларов, как для музыканта, дебютировавшего на фондовом рынке – сумма очень серьезная. Примеру Боуи с аналогичными операциями незамедлительно последовали Род Стюарт, Джеймс Браун, группы «Iron Maiden» и «Islay Brothers» и компания «Miramax Films».
Правда, широкого распространения среди музыкантов идея Дэвида Боуи и его финансовых консультантов не получила. Виной всему ставшее массовым в начале нулевых пиратство, из-за чего в 2004 году Moody’s снизило рейтинг «бондов Боуи» до Ваа3. Это почти «мусорный» уровень, что даже для такого гиганта мировой музыки как Боуи, делало доходность по «музыкальным бумагам» недопустимо высокой. Показательно, что уже в 2011 году предложение Godlman Sachs по бондам, в пул обеспечения которых входили композиции, в том числе, Боба Дилана и Нила Даймонда, не вызвало интереса у инвесторов и в итоге было свернуто.
Но, тем не менее, именно с Дэвида Боуи сделки по секьюритизации интеллектуальной собственности из единичных антирисковых операций превратились в целый рынок. В пулы ABS-бондов объединяются права на показ фильмов, ресторанные франшизы, комиксы и права на проведение лошадиных скачек. Это 21% рынка «экзотических ценных бумаг» в США. И эта цифра неуклонно растет.
На протяжении карьеры Дэвид Боуи выпустил почти три десятка альбомов. Общий их тираж насчитывает около 130 млн экземпляров. Своим наследникам музыкант оставил состояние в 870 млн долларов.
Фондовые трейдеры должны поблагодарить его. Фразу «искусство не имеет границ» Боуи показал с новой стороны. Новатор в музыке и новатор в бизнесе — он умудрился изменить еще и мир финансов.
Rest In Peace.