В 2014 году Украина экспортировала зерновых на 6,5 млрд долларов, а железной руды на 3,3 млрд долларов.

В этом году Украине не повезло. Мировые цены на сырье вслед за нефтью продолжают падать. А от цен на сельскохозяйственную продукцию, руду и металл зависит объем валютной экспортной выручки, который влияет на курс национальной валюты.

Причина падения сырьевых цен – обвал нефтяных котировок. К ним привязаны цены на зерно и масличные культуры — компоненты для изготовления биотоплива. А также проблемы экономики Китая – основного потребителя железорудного сырья (ЖРС) и металла.

INSIDER проанализировал мировую динамику цен на основные экспортные товары из Украины.  

Нефть давит на зерно 

По словам аналитика ИК Eavex Capital Ивана Дзвинки, цены на зерновые и масличные культуры в Украине следуют общемировому тренду. На протяжении 2015 года по большинству наименований они показывали тенденцию к снижению на фоне высоких урожаев в главных странах их выращивания. Повлияло также падение цен на нефть.

«Падение цен на нефть приводит к сокращению рентабельности производства биотоплива как основного заменителя нефтепродуктов. Это, соответственно, высвобождает определенные объемы зерновых/масличных, которые ранее использовались для выпуска биотоплива. Таким образом, высвобожденные объемы дополнительно давят на цены зерновых и масличных», — говорит ИванДзвинка.


С начала года как внутренние, так и экспортные цены на зерно снизились на 27%. По сравнению с прошлым годом снижение составило 22% и 14% соответственно. Все цены указаны с учетом поставок на условиях FOB — доставки товара в порт страны-получателя. 

Фуражный ячмень с начала года подешевел на 19%. На внутреннем рынке – на 7%.

Исключением стали цены на семена подсолнечника. По сравнению с 2014 годом на внутреннем рынке они подорожали на 16%, а на внешнем – на 8%.

«Это объясняется высоким урожаем в прошлом году и более низким в этом году», — говорит Иван Дзвинка.

Экспортные цены на масло подсолнечное нерафинированное с начала года снизились на 9%, а на внутреннем рынке – на 11%.


Фуражная кукуруза из Украины с начала года подешевела на 12%. Внутренние цены снизились на 7%. Тонна экспортной украинской сои подешевела на 13%. На внутреннем рынке цены упали на 20%.

Китай насытился 

По данным Укрпромвнешэкспертизы, с января 2014-го по сентябрь 2015 года цена тонны руды на спотовом рынке Китая, который фактически определяет мировую стоимость ЖРС, упала на 56%. С начала года руда подешевела на 16,2% — до 57$ за тонну.

Из-за падения цен на железорудное сырье выручка горнорудных предприятий Украины в 2014 году упала на 11% — до 3,3 млрд долларов, несмотря на увеличение объемов экспорта на 7,7%. Падение валютных поступлений снизилось из-за замедления темпов роста экономики Китая, который потребляет чуть меньше половины украинской экспортной руды. В 2015-м тенденция к падению цен сохранилась. И, соответственно, она отразилась на валютных поступлениях в Украину от экспорта руды – в январе-августе наши предприятия экспортировали железной руды всего на 1,5 млрд долларов.


Стоимость квадратной заготовки (полуфабрикат, из которого производят прокат) с января 2014-го снизилась на 42,3%, а с начала года на 27,3% — до 290$ за тонну.

«Цены снижаются прежде всего вследствие изменения баланса спроса и предложения на рынке. Основную роль играет Китай, доля которого на рынке стали — почти 50%. Начиная с 2014-го и продолжая в 2015 году, потребление в Китае падает впервые за последние 10-15 лет, — говорит эксперт компании Укрпромвнешэкспертиза Олег Гнитецкий. – Избыточное производство стали и очень дешевой стали направляется на внешние рынки. Только за 8 месяцев Китай нарастил экспорт на 26%. Всего за год экспорт из Китая оценочно составит 105 млн тонн. Еще два года назад экспорт составлял 61,4 млн тонн».

Между тем, потребление стали в других регионах, таких как ЕС и США, восстанавливается медленными темпами.

На стоимость ЖРС и металла влияет и падение цен на нефть.

«Цены на нефть падают, что, с одной стороны, является опосредованным признаком невысоких темпов экономического развития, а с другой — означает, что потребители-импортеры стали на Ближнем Востоке не имеют хороших доходов и ограничены в реализации проектов», — говорит эксперт.

Что это означает для Украины?

«Падение экспорта как в объемах (за 8 месяцев экспорт из Украины сократился по сравнению с 2014-м на 25,4%), так и в валютной выручке», — говорит Гнитецкий.

Юрий Винничук