По шкале отраслевых и страновых рисков служба кредитных рейтингов S&P относит банковский сектор России к восьмой группе. Всего таких групп 10, к первой относятся банковские системы с наименьшим уровнем риска. В восьмой группе компанию России составляют Азербайджан, Боливия, Хорватия, Грузия, Венгрия, Казахстан, Ливан, Парагвай, Шри-Ланка и Узбекистан. Но экономические риски банковского сектора России аналитики S&P оценивают выше рисков всех ее соседей по группе.

Проблемы российского банковского сектора эксперты увязывают с общим состоянием дел в экономике: значительным сокращением экспорта и доходов бюджета, недостатком структурных реформ для диверсификации экономики и уменьшения ее зависимости от сырьевых ресурсов, ограниченным доступом заемщиков к внешним рынкам капитала из-за санкций, а также с чрезвычайно высокой волатильностью обменного курса и со значительным оттоком капитала.

«По нашим прогнозам, в 2015–2019 годах экономический рост в России в среднем составит в лучшем случае 0,5%, что оценивается как низкий показатель для страны, где в течение предыдущих четырех лет рост ВВП составлял в среднем 2,4%, — указывают авторы обзора. — Для банковского сектора это означает значительное замедление темпов роста нового бизнеса в 2015–2016 годах и снижение маржи».

В числе негативных факторов для банковской системы России аналитики S&P также называют зависимость российских банков — как государственных, так и частных — от поддержки со стороны правительства в плане предоставления ликвидности. В ближайшие два года эта тенденция сохранится, считают авторы обзора.