При этом он предложил в залог недвижимость завода в Чугуеве и попросил еще один кредит на достройку этого завода. Банк выдал необходимую сумму, и это во время горячей фазы АТО, когда на рынке царила паника и доступ к финансовым ресурсам был крайне ограничен. Не смотря на это, мы пошли навстречу своему клиенту. С лета прошлого года Волошин перестал платить по кредиту.

Как будете взыскивать долг? Есть ли залоги по кредитам?

Волошин обязался заложить банку 5 тыс. м. кв. пощади нового завода в Чугуеве. В итоге этот пункт кредитного договора он выполнять отказался. В залоге по кредитам у нас есть еще корпоративные права компании-собственника завода в Чугуеве и целостный имущественный комплекс НМЖК и личное поручительство Волошина. Первые иски в суды мы подали в середине июля и в августе текущего года. В среду, 19 августа, 2015 года состоялось заседание Хозяйственного суда Днепропетровской области по иску банка к заемщику «Эксимагроком» о взыскании задолженности в сумме 36,5 миллионов гривен по кредитному договору от 18 июля 2014 года. Суд удовлетворил требования банка по данному иску, признав их законными. Ожидается еще ряд решений судов.

Сколько всего исков Вы подали?

Там достаточно сложная структура сделки, в которой задействовано много компаний. Поэтому сейчас мы подали порядка 10 исков на рассмотрении. Еще, думаю, будет около 5.

Вы рассчитываете получить свои средства обратно? Насколько сильны ваши юридические позиции в этой ситуации?

Мы планируем вернуть все свои средства. Для этого у нас есть все основания.В первую очередь у нас сильная юридическая позиция, что подкреплено всеми необходимыми документами.В начале нашего сотрудничества Петр Волошин подписал протокол, которым раскрывает себя как конечного собственника ранее упомянутой группы компаний. Что касается нашей договорной базы, то все договора содержат кросс-поручительства (компании поручались друг за друга), а также пункты о кросс-дефолте. Это означает, что если одна компания перестает платить банку, то объявляется автоматический дефолт по всем остальным компаниям. Все соответствующие документы мы можем представить.

Когда компания перестала платить по кредиту, и каковы были дальнейшие действия банка?

Когда начались первые просрочки по платежам Волошина, банк был готов предоставить достаточно лояльные условия по реструктуризации этого долга. После определенной фазы переговоров с Петром Волошиным был согласован меморандум, предполагающий весьма выгодные для него условия реструктуризации задолженности. Однако в самый последний момент он отказался подписать этот меморандум. Теперь мы понимаем, что это было сделано, чтобы выиграть время и выстроить схему ухода от выполнения кредитных обязательств. Мы расцениваем это как попытку воспользоваться сложной ситуацией в стране для того, чтобы не платить по долгам, другими словами, собственник решил просто «кинуть» банк. 

Также у нас есть информация, что 21.05.2015 г. в 22.23 ООО Эксимагроком  зарегистрировал часть недвижимости, находящейся по тому же адресу, что и обещанный в залог ПУМБу Чугуевский МЭЗ, а уже в 23.15 того же дня эта недвижимость была продана компании ООО Чугуевский МЭЗ, которая также контролируется Волошиным. Однако эта компании не участвует в нашей сделке, у нас нет от нее поручительства. Произошедшее свидетельствует о том, что Волошин еще в мае готовился к тому, чтобы уклонятся от платежей. Кстати об этом говорит и тот факт, что в начале августа этого года три компании из вышеуказанной группы, а именно наши заемщики НМЖК, Агроинтер, и Эксимагроком начали процедуры самоликвидации. Это стандартный метод уклонения от своих обязательств. По нашим сведениям в октябре эти компании планируют объявить банкротство. Кроме этого Волошин начал вести против банка грязную информационную войну, размещая заказные статьи на ресурсах весьма сомнительной репутации. Учитывая такое поведение заемщика, банк перевел свои взаимоотношения с ним в чисто юридическую плоскость — никакого другого диалога с такими заемщиками быть не может. 

Не думаете закрыть кредитование агрокомпаний?

К сожалению, нежелание возвращать кредиты становится визитной карточкой украинского аграрного бизнеса. Сейчас много говорят о привлечении иностранных инвестиций в отрасль, в экономику страны. Вынуждая внутренних инвесторов отстаивать интересы в судебном порядке, игнорируя свои обязательства перед банками, такие компании как Эксимагроком отрезают себе путь на рынки заимствований, как внешних, так и внутренних.
При этом сельское хозяйство остается одним из немногих секторов экономики Украины, который имеет потенциал роста. Поэтому сворачивать кредитование аграриев мы не планируем. Однако мы будем использовать полученный опыт, чтоб минимизировать риски.