Что дала нам реструктуризация в конечном итоге – вопрос, как минимум, дискуссионный. И с приближением октября, а значит и местных выборов, градус этой дискуссии будет только повышаться. Но пока другие спорят, «Минфин» собрал всю известную информацию о ставшей своеобразной притчей во языцех реструктуризации украинского долга. И нюансы в этом вопросе действительно есть.

Краткосрочная «перемога»

Переговоры между украинским правительством и комитетом частных кредиторов во главе с неуступчивым инвестиционным фондом Franklin Templeton длились мучительно долго, компромиссное решение не удавалось найти почти полгода. Первые предметные консультации по реструктуризации украинских долгов начались еще весной. Украинское правительство настаивало на списании 40% от общей суммы долга  - речь шла о реструктуризации 22,6 млрд долларов. Кредиторы с таким предложением категорически не соглашались (они вообще не хотели идти на списание долга), предлагая в свою очередь простить Украине не более 5%.

Этот вопрос для нашей страны был действительно критичным, причем решить его было очень желательно до осени, когда Украина должна осуществить два долговых платежа в 500 млн долларов и 600 млн евро (соответственно в сентябре и октябре). Списание до 3,8 млрд долларов, что соответствует примерно 20% общей суммы долга, в плане бюджетной нагрузки для правительства сейчас весьма кстати. Без этого повышение социальных стандартов, о котором тут же заговорили в Кабмине, было бы невозможным. Не согласись кредиторы пойти на списание украинского долга, мы бы вряд ли услышали от Арсения Яценюка то самое «это тот редкий случай, когда правительство заботится не о повышении политических рейтингов, а о повышении заработных плат, пенсий и социальных стандартов». У правительства просто не было на все это денег. А на носу еще и выборы.

«У нас была очень слабая переговорная позиция. Фактически кроме «пожалейте нас» кредиторам было нечего предложить. Подсобил случай – после обвала западных рынков, похоже, кредиторы действительно сильно испугались и решили не рисковать и взять, что дают. Так что нам просто повезло. Если бы не начались проблемы со стороны Китая, то в случае дефолта на Украину просто подали бы в суд и отсудили все да еще и с процентами» — говорит Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина». 

Поэтому действительно, в краткосрочной перспективе все эти договоренности можно расценивать только с позитивной точки зрения. Дефолта пока не будет, что в экономическом плане означает для страны хоть и короткую, но все же передышку. 

Общий ВВП 

Но так сильно ли пострадали кредиторы, скостив Украине довольно существенную часть долга? Заявления украинских чиновников базировались преимущественно на триумфальной констатации факта списания 20% обязательств. Также уточнялось, что конечная дата погашения обязательств перенесена на 4 года – сроки погашения вместо 2015 – 2023 годов были изменены на 2019 – 2027 годы.

О других условиях, в частности, о так называемом «механизме возобновления стоимости» (Value Recovery Instrument – VRI) в правительстве предпочли сильно не распространяться. И это вполне логично, поскольку этот инструмент предусматривает привязку последующих выплат кредиторам Украины к темпам прироста ВВП страны. Учитывая, что процентная ставка по украинским долговым обязательствам повысилась несущественно (с 7,22% до 7,75% – это усредненные показатели), именно VRI является главной причиной, по которой кредиторы пошли на соглашение с ведомством Натальи Яресько.

Суть этого механизма, несмотря на внешнюю замысловатость, довольно проста: в случае, если ВВП Украины будет расти быстрее, чем на 3% в год, часть от него получат Franklin Templeton и другие кредиторы. Правда, здесь есть еще одно существенное условие: «правило трех процентов» не будет задействовано до тех пор, пока объем украинского ВВП не достигнет 125,4 млрд долларов. По данным Министерства финансов, на конец 2015 года прогнозные объемы экономики Украины составят лишь 84,3 млрд долларов. Вместе с тем, до указанной отметки в 125,4 млрд ВВП страны, по расчетам Международного валютного фонда, доберется только в 2019 году. В Минфине дают более осторожный прогноз, принимая за точку отсчета 2021 год. 

В ближайшие же годы, Украине прогнозируют весьма сдержанные темпы роста ВВП в пределах двух процентов. Разумеется, при этом по-прежнему сохраняются политические и военные риски, но, в случае, если ситуация в стране стабилизируется и экономика начнет восстанавливаться, первые деньги по VRI кредиторы начнут получать уже через 3-5 лет.

При росте Украинского ВВП от 3% до 4% в год, Украина заплатит 0,15% от ВВП, при росте выше 4% — по 40% от каждого процента этого прироста. При этом, в период с 2021 по 2025 годы, общий размер таких платежей не может превышать 1% от ВВП страны.

«Реультаты переговоров положительны. Украина добилась столь необходимой реструктуризации, причем ключевым моментом здесь является отсрочка долга. В принципе, такие бумаги [с механизмом VRI — ред.] являются стандартным инструментом. Поэтому механизм приемлемый. Для Украины очень важно сделать эти инструменты торгуемыми внутри страны. О триумфе не стоит говорить, если вы политики. Это хороший шаг, но в то же время, это и компромисс» — рассказал Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital. 

По оценкам Министерства финансов, если основываться на тезисе, что в 2021 году ВВП Украины достигнет 125 млрд долларов, выплаты по VRI составят 0,3% ВВП в 2021-2025 года и 0,6% – в 2026 – 2040 годах.

«Это оптимальный вариант. Нам дают возможность восстановится в это трудное время, но взамен хотят поучаствовать в нашем росте. Думаю, это справедливо. Тем более что с такими темпами реформ 3-4% роста в среднем для нас будет большой удачей» — считает Дмитрий Боярчук.

Временная передышка

Так что, получается, что украинское правительство обменяло личный краткосрочный триумф на выгоду для кредиторов в среднесрочном периоде. Однако другого выбора у Яценюка, Яресько и «компании» фактически не было. В вероятность реального украинского дефолта никто из кредиторов по большому счету и не верил, причем против этого выступал, в том числе, и МВФ. Кроме того, явным блефом выглядело и право Кабмина приостанавливать выплаты по внешним обязательствам, которым в правительстве так ни разу и не воспользовались, исправно осуществляя необходимые платежи. Подпортила позицию Минфина в переговорах с кредиторами и реструктуризация внешних обязательств двух крупнейших госбанков – Ощадбанка и Укрэксимбанка, которые добились только отсрочки по своим выплатам, но не списания части самого долга. 

Но говорить об окончании эпопеи с украинским государственным долгом пока рано. Мы действительно получили передышку, которая нашей стране и нашему правительству сейчас очень пригодится. Ведь впереди новые переговоры и новые угрозы дефолта – уже в конце этого года нам предстоит выплатить 3 млрд долларов по тому самому российскому кредиту времен Януковича. А списывать нам долги Россия пока точно не собирается.

Сергей Шевчук