В Украине участились случаи хищения средств злоумышленниками посредством личностного контакта с потерпевшими, сообщили в Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА.
Эксперты выделяют этот тип мошенничества в отдельную категорию — социальная инженерия. К ней относят все методы несанкционированного доступа преступников к карточным данным, или непосредственно деньгам человека, при которых мошенники играют на особенностях психологии человека.
«Это все, что имеет отношения к личному общению с человеком, когда мошенники представляются работниками банков, или аукционов, покупателями, или продавцами товаров», — объясняет директор ЕМА Александр Карпов.
Впервые такой случай был зафиксирован правоохранителями в начале 2014 года. Массовый характер этот тип мошенничества приобрел во второй половине прошлого года, и продолжает набирать обороты. По итогам второго квартала 2015 года, по данным ЕМА, социальная инженерия уже составляет 12% от общего числа официально зарегистрированных случаев мошенничества с использованием интернет-технологий.
По данным Управления по борьбе с кибер-преступностью МВД Украины, за 6 месяцев этого года было выявлено 956 случаев мошенничества. Это 40% от общего числа правонарушений в сфере информационных технологий.
«По этим уголовным производствам 146 лиц привлечено к ответственности, 704 производства направлено в суд. Нанесен ущерб на 4,4 млн грнивен, из которых возмещено 2,05 млн гривен», — сообщил главный оперуполномоченный инспектор УБК Виталий Сенник.
Лидируют по количеству потерпевших от кибер-мошенничества город Киев, Киевская и Одесская, Запорожская и Днепропетровская области. Преступность в последних двух областях растет по причине того, что области территориально находятся на стыке зоны проведения АТО. «Очень много мошенников находятся в зоне АТО, но деньги приезжают снимать в близлежащие области», — говорит Виталий Сенник.
В 51% случаев, используя социальную инженерию, преступники представляются работниками банка. Под любым предлогом потенциальную жертву просят назвать личные данные платежной карты. Помимо номера карты (в разглашении которого особой опасности не несет), мошенники также выведывают конфиденциальные данные: срок действия карты, CVV/CVV2-код, и даже пароли. После чего следует несанкционированное списание средств с карты потерпевшего.
Тем не менее, в последнее время, все чаще для своих целей преступники начали использовать интернет. Количество таких операций в первом полугодии 2015 г. превысило 30% от общего числа. Тогда как тот же период 2014-го, интернет использовали в 7-10% случаев, а основная масса краж – 52-79% – приходилась на банкоматы.
В 22% случаев несанкционированного списания средств мошенники используют фиктивные интернет-магазины, сообщают в ЕМА. На мошеннических сайтах предлагают не существующие товары, или участие в псевдо-акциях. При этом у жертв просят ввести конфиденциальные данные карты, либо перечислить сумму обязательного платежа на счет мошенников.
Притворяются продавцами
Еще одним излюбленным способом мошенников воровать средства граждан стало притворяться продавцом товаров, или услуг через популярные интернет-ресурсы: AUKRO, OLX, AVTORIA, Кидстаф и другие. «Продавая» желаемую находку клиентам этих интернет-площадок, мошенники требуют от покупателя перечислить на свой счет оговоренную сумму предоплаты, либо провести полную оплату за еще не полученный товар.
Такие интернет-ресурсы, которые по своей сути являются сайтами частных и корпоративных объявлений «из первых рук», сегодня набирают обороты как в Украине, так и в других странах Европы, Америки и Азии. Например, проект OLX сегодня, по словам директора OLX Сергея Гапоченко, развивается в Украине быстрее, чем растет количество интернет-пользователей в целом. Так, если за последний год число интернет-пользователей приросло менее чем на 10%, то количество пользователей сайта из месяца в месяц увеличивалось на 30-50%.
«Этим пользуются не только клиенты, но и мошенники, которые хотят нажиться. И одновременно с общим ростом [ресурса], число жалоб, связанных с мошенничеством, тоже продолжает расти. Мы очень плотно сотрудничаем с правоохранительными органами, и всячески предупреждаем наших клиентов о правилах безопасного совершения сделок. Тем не менее, эти случаи повторяются», — говорит Сергей Гапоченко.
В месяц, по его словам, от МВД к ним приходит по несколько десятков запросов. Ежемесячно на сервисе OLX регистрируется около 2,5 млн новых объявлений, из которых совершенными считаются 0,7-1 млн сделок.
Как правило, мошенники использую подставных лиц при открытии карточного счета в банке, или покупают карточку у других людей. Поэтому поймать их просто получив данные банков у оперативников МВД не всегда получается. К тому же, по словам Виталия Сенника, часто банковские учреждения и интернет-ресурсы, которые используют мошенники, не идут на контакт с правоохранительными органами. Учреждения даже не предоставляют информацию в МВД о жалобах клиентов на факты мошенничества.
«Основная проблема, с которой сталкиваются оперативники, это длительный срок получения доступа к банковским счетам и документам, которые составляют банковскую тайну, и телефонным соединениям потенциального мошенника», — говорит Сенник. Ведомство до полугода может ожидать решение суда на предоставление информации по счету мошенника.
За это время количество жертв, естественно, будет расти. «Один мошенник может обмануть не одного человека, бывали случаи до 200 потерпевших, — информирует оперуполномоченный инспектор УБК. — На прошлой неделе в Хмельницком регионе отрабатывалась преступная схема по телефону из СИЗО. Заключенными было произведено более 150 транзакций на карту. Сумма превысила 250 тысяч гривен.».
Что делать?
Чтобы обезопасить себя от кибер-мошенников, эксперты рекомендуют гражданам, в первую очередь, внимательно изучить правила пользования платежными картами, банкоматами и терминалами самообслуживания, которые предоставляют банковские учреждения.
Также не нужно пренебрегать правилами безопасного использования интренет-сервисов. Например, по словам Сергея Гапоченко, в разделах сервиса OLX страницу о правилах безопасности посещают 80 тысяч пользователей в месяц, а информацию об известных мошенниках только 8 тысяч.
«Самый надежный способ избежать мошенничества, это расчет наличными и передача товара из рук в руки. Когда у покупателя есть возможность проверить качество этого товара, а у продавца – что деньги является реальными», — говорит Гапоченко.
Ни в коем случае не нужно делать предоплату за товар, или услугу на счет интернет-магазина или продавцу, если коммуникаций с ними раньше не было, либо другая сторона вызывает сомнения. И, тем более, нельзя называть или вводить данные карты. Основной признак мошенничества – категоричность другой стороны в отношении предоплаты или оплаты товара.
Если случается так, что объект покупки находится в другом населенном пункте, эксперты рекомендуем пользоваться службой дистанционной доставки с наложенным платежом (расчет за товары, при котором транспортная организация или почтовая служба принимает на себя обязательство выдать груз только после оплаты получателем доставленного; сумма переводится отправителю). А при зачислении средств на карту, убедиться, что уведомление о пополнении баланса действительно пришло из банка.
«Несмотря на то, что по законодательству «Нова Пошта» не имеет права вскрывать посылки, которые отправители приносят в упаковке, получатель имеет возможность распечатать ее в отделении и проверить ее содержимое», — говорит пресс-секретарь компании «Нова Пошта» Максим Арсланов. Помимо этого, отделения службы доставки оборудованы камерами видеонаблюдения, которые позволяют просмотреть записи с посылкой при возникновении спорных вопросов.
Зачастую, при сумме ущерба в 100-300 грн для людей не аргумент ходить в милицию и писать заявление, и мошенники этим пользуются. Но описание действий мошенника каждого из потерпевших, и предоставление данных о банковских счетах, мобильных номерах и прочих данных преступников, повышает шансы привлечь их к ответственности.
«Если правонарушение уже состоялось, гражданин обязательно должен обратиться в правоохранительные органы. Как показывает практика, зачастую заявления потерпевших остаются в подвешенном состоянии, поскольку у конкретного подразделения нет специалиста в этом направлении. Поэтому, нужно также заполнить на сайте УБК МВД Украины обратную форму обращения, указав информацию для идентификации мошенника», — говорит Виталий Сенник.
Решение о мере наказания принимает суд. Согласно уголовному кодексу, минимальное наказание для мошенника – это условный срок, максимальное – лишение свободы до 15 лет.
Леся Выговская