Создатель сервиса – Андрей Маленко – старший научный сотрудник Института кибернетики им. Глушкова НАН Украины, кандидат физико-математических наук. Андрея, так же, как и многих жителей Киева и других городов Украины, страшно раздражают люди, которые паркуются где попало – на газонах, переходах и в других, не предназначенных для этого местах. На фоне этого возникла идея справиться с проблемой при помощи сервиса, который позволит быстро составить жалобу на нарушителя.
Вдохновил Андрея пост общественного активиста Андрея Богдановича в блоге, в котором он подробно описал процесс подачи жалобы в милицию на основе фотофиксации нарушения. На сайте BadParking доступна простая форма, заполнив которую, и добавив фото нарушителя, вы получаете готовый документ, который необходимо распечатать и отправить почтой в ГАИ или МВД.
«Первая реакция пользователей сайта: почему нельзя подать электронную версию жалобы? Люди не понимают, как в 2015 году, в эру космоса и интернета, пожаловаться можно только на бумаге. Но украинские реалии таковы, что сейчас единственным законным способом заставить любой государственный орган что-то сделать является лишь подача бумажной жалобы от имени конкретного лица или организации. Анонимки не рассматриваются», — комментирует создатель сервиса.
Согласно законодательству, ГАИ обязаны ответить на жалобу в течение 30 дней. По словам Андрея, на половину жалоб пользователи получают стандартные отписки, вроде «мы не можем, не имеем права, нет возможности», на другую же половину в ответ приходит отчет о проведенной воспитательной работе и взыскании штрафа.
Даже если одна жалоба не приносит видимого результата, поток жалоб заостряет внимание органов правопорядка на проблеме, уверен Андрей.
Проект был запущен в мае, и на данный момент через него было создано более 700 заявлений. Андрей является единственным работником и инвестором проекта. С дизайном ему помог Алексей Климов, арт-директор компании Exipilis, с юридической поддержкой — юристы компаний Медконсалтинг и Staff Capital.
Цели заработать на проекте Андрей перед собой не ставит. Пока что он даже не определился, имеет ли право брать деньги у тех пользователей, которые готовы финансово помочь проекту.
Помимо формы для жалобы на сайте есть карта с местами нарушений, на которые жаловались пользователи. Также, усилиями друзей-волонтеров готовятся приложения на iOS и Android. Большой толчок приложению может дать введение электронных жалоб. Андрей верит, что этот момент таки наступит. Более того, чиновники уже сами ищут пути с ним связаться.
«В начале я никак не договаривался с ГАИ или другими структурами. Дело в том, что жалоба подается на общих основаниях и никаких специальных договоренностей не нужно. Сейчас, в связи с большим интересом министерств к сервису, есть идея пролоббировать пилотный проект взаимодействия с новой полицией или другими структурами», — рассказывает Андрей.
BadParking стал для Андрея, в первую очередь, экспериментом, целью которого было узнать скольких еще людей волнует проблема нарушителей правил парковки. «Результаты превзошли мои ожидания. Сейчас мы разрабатываем идею как все улучшить, избавиться от бумажек и стать 100% электронным сервисом, на который будет реагировать соответствующая служба», — делится планами создатель.
Инновации в сфере парковки медленно, но идут. Например, в июне в Украине появились первые паркоматы, в которых можно расплачиваться не только наличными, но и картой.
Алексей Бондаренко