В июне, несмотря принятый Верховной Радой закон о возможном введении моратория на внешние выплаты, Украина добросовестно выполнила свои внешние обязательства, в том числе — 75 млн долларов по российскому кредиту. Таким образом, пока нет повода говорить о том, что Украина объявила дефолт.
Кредиторы могут придраться только к превышению суммы внешнего долга Украины над размером ВВП в 71%. Это дает возможность России требовать досрочного погашения 3 млрд долларов кредита. Но учитывая аннексию Крыма и военные действия на Востоке юридическая перспектива такого требования со стороны России туманна. Если она потребует досрочно вернуть кредит, разбирательства в судах затянутся явно дольше, чем срок его погашения, который наступает в конце декабря 2015 года. Поэтому Россия в этом споре сейчас не заинтересована.
До конца 2015 года Украина должна сделать 5 платежей:
- 24 июля — 120 млн доллларов — погашение купона по еврооблигациям,
- 23 августа — выплата по еще одному купону 60 млн долларов,
- 23 сентября — погашение еврооблигаций на 500 млн долларов,
- 13 октября — погашение еврооблигаций на 600 млн долларов,
- 20 декабря — погашение российского кредита на 3 млрд долларов.
По данным НБУ за май 2015 года, международные резервы Украины составили 9,918 млрд долларов, из которых в иностранной валюте - 9,0 млрд. Ресурсы для поддержания текущих операций у Украины на данный момент есть, так как МВФ заявил, что поддержит Украину независимо от решения кредиторов. Ожидаемая поддержка МВФ — это приход около 1,7 млрд долларов до конца этого месяца и затем, при выполнении условий дорожной карты по реформам и законодательству, аналогичные транши по 1,7 млрд в сентябре и декабре.
Первый серьезный платеж Украине предстоит сделать не ранее сентября, и он физически перекрывается деньгами из ЗВР. Почему же возникает значительный спор о своевременности этих выплат?
Несомненно, идет активный торг и взаимная игра на нервах у сторон переговорного процесса. После публичных обвинений в затягивании реструктуризации долгов и комментариев именитых экспертов о возможном техническом дефолте Украины стороны договорились о продолжении переговоров с 6 июля.
Главное достижение последней встречи в Вашингтоне 30 июня — договоренность «об условиях обеспечения конфиденциальности». Эта процедура позволит зафиксировать долги Украины за конкретными собственниками из Комитета кредиторов. До этой процедуры бумаги продолжают торговаться на рынке и собственники этих бумаг при операциях их купли-продажи могут меняться. Со своей стороны украинские власти предоставляют данным кредиторам всю необходимую информацию о состоянии дел в украинской экономике и уже потом стороны переговоров могут фиксировать окончательные условия реструктуризации.
Украинское правительство настаивает на сокращении на 40% задолженности перед кредиторами. Они, естественно, против. Кредиторов вдохновила реструктуризация облигаций государственных Ощадбанка и Укрэксимбанка без сокращения задолженности да еще и с увеличением ставки. Нежелание России прощать часть долга также играет на руку частным кредиторам, и он надеются «додавить» Украину.
Кредиторов можно понять — они не хотят терять свои деньги, тем более, что многие из них имеют успешный опыт «дожатия» должников — и целых стран, и крупных корпораций. Кредиторы подчеркивали, что при задолженности страны в сумме до 70 млрд долларов и необходимости реструктуризации в сумме 22 млрд долларов, они готовы на продление срока кредитования Украины на период до 2018-2019 года и дальше со снижением платы. Но не готовы на сокращение размера долга.
Украинская сторона настаивает на реструктуризации сроков задолженности, снижении ставки за пользование кредитами и сокращении суммы долга на 40% от суммы задолженности.
Украина — не Греция, но в сложившейся ситуации наши переговорщики находятся в психологически более выгодном положении, чем греки. Если греческий финансовый кризис закончится реальным полным дефолтом (а на кону сумма долгов — более 320 млрд долларов), то украинские кредиторы будут более сговорчивы, понимая, что они реально могут потерять все деньги, вложенные в наши ценные бумаги. Поэтому, им дефолт Украины не нужен. Нашим кредиторам лучше выступить спонсором преобразований в стране, списав часть украинского долга, чем потерять все.
С политической точки зрения, дефолт нашей страны — это политический просчет ЕС и США, которые хотели продемонстрировать российским гражданам, как хорошо начинает жить страна, избравшая европейский путь развития. Поэтому у ЕС и США не остается другого выбора, как активно вмешаться в процесс и не допустить дефолта Украины.
Наличие 9 млрд долларов в ЗВР позволяет Украине достаточно спокойно сделать июльские и августовские проплаты. Основным камнем преткновения для украинской власти в этом случае является то, что выполняя дальнейшие платежи, начиная с сентября, на фоне необходимости обуздать инфляционные процессы (уже почти до 60%), НБУ для стабилизации ситуации будет вынужден тратить ЗВР и это создает риск дальнейшей спекулятивной девальвации гривны и зависимости рынка от новых валютных заимствований. А это уже аргентинский сценарий.
Правительство не хочет допускать такого развития событий. Оно должно добиваться снижения валютной задолженности страны за счет частичного списания долгов, снижения долговой нагрузки на ближайшие годы и снижения ставок новых заимствований. Иначе, даже при простой реструктуризации задолженности со снижением платы за пользование валютными займами, стране не выбраться из долговой зависимости. Делать лишь реструктуризацию — это просто откладывать нарастающий ком проблем до следующего финансового кризиса.
Поэтому без частичного списания валютных долгов Украине не обойтись, любое другое решение неприемлемо. Тем более, что у правительства есть запас времени для торгов до сентября этого года. Главное — политическая воля в этом вопросе и понимание того, что МВФ, западные кредиторы и частные инвесторы — не благотворительные организации и отстаивают собственные интересы. И к их рекомендациям нужно прислушиваться не всегда.
Алексей Исаев