Об этих и других трендах туристического сезона-2015 рассказали операторы и эксперты рынка.
Ближе, да лучше: топ-5 трендов внутреннего и въездного туризма
По данным Центра туристической информации, в этом году украинцы на 15-20% больше отдыхают внутри страны. Эту тенденцию как нельзя ярче продемонстрировали прошедшие майские праздники.«В мае этого года наиболее популярной, безусловно, была Украина. Из внутренних направлений востребованы курорты Азово-Черноморского побережья, курорты Карпат, Приднестровья и центральной части Украины», — рассказывает директор туристического агентства Гамалия Игорь Голубаха.
«Произошла частичная переориентация украинских туристов на Львовское, карпатское, одесское направления. На них сейчас практически ажиотажный спрос, в том числе за счет тех, кто многие годы до этого отдыхал в Крыму», — подтверждает президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Йосиф Андрик. По данным эксперта, точно подсчитать, сколько именно экс-поклонников Крыма предпочли полуострову другие направления по Украине, сложно из-за отсутствия адекватной статистики внутреннего туризма в Украине.
1. Украина — в плюсе. Говоря о внутреннем туризме вообще, эксперты сходятся во мнении, что он выиграл от продолжающегося спада на внешних направлениях.
«На сегодняшний день в Украине, даже при повышении цен на все товары и услуги в среднем на 15-25%, цены на внутренний туризм все равно в разы ниже, чем на заграничный», — поясняет директор Центра туристической информации Владимир Царук.
«Внутренний туризм в нынешних условиях получает шанс на развитие и дополнительный заработок», — уверен Голубаха.
2. Конкуренция, несмотря на подорожание. Цены на отдых в Украине в этом году начали дорожать перед майскими праздниками. По данным Центра туристической информации, майские и летние туры прибавили в стоимости 15-20% по сравнению с ценами прошлого года. Так, отдых во Львове в этом сезоне может обойтись всего в 300 грн в сутки на одного человека, на курортах Карпат — в 400-600 грн, на Волыни и в Закарпатье и того меньше — в 200-250 грн. Для сравнения, тур на двоих в Египет обойдется минимум в 600-700$, а 10-дневный отдых в Болгарии — в 350-400$ в случае выбора автобусного тура и 500-600$ с перелетом.
3. Если в горы — то в Карпаты.
«Карпатские курорты пользуются спросом даже летом: во-первых, не все едут к морю, а во-вторых, у карпатских отелей в этом году не так поднимались цены, как в гостиницах на юге страны. К тому же Карпатский регион предлагает туристам гораздо более широкий выбор экскурсионных программ и маршрутов, — приводит данные Царук. — В целом выходит, что около 30-35% украинцев в этом сезоне будут отдыхать в Карпатах, Закарпатье и на Волыни, на таких популярных курортах, как Шацкие озера».
4. Если к морю — то в Одессу, Затоку или Железный Порт. По данным Центра туристической информации, самыми популярными морскими внутренними направлениями для отдыхающих остаются Одесса и курорты Одесской области, такие как Затока, курорты Херсонской области — Скадовск, Железный Порт, Коблево, и Бердянск Николаевской области.
5. Украинцы едут в Турцию, а турки — в Украину. Растет популярность Украины и среди жителей некоторых других стран. На фоне ощутимого падения путешествующих из стран ЕС отдых в Украине чаще стали предпочитать граждане Турции и Болгарии.
«Турки, к примеру, не так боятся нынешней ситуации в Украине. К тому же гривня просела по отношению к доллару настолько, что наши цены стали для иностранцев рекордно дешевыми, поэтому они охотно едут в Одессу, Киев, Львов. И их становится больше», — утверждает Царук. По данным Госпогранслужбы Украины, в прошлом году страну посетило 13,1 млн иностранных туристов, что на 49% меньше, чем в 2013-м (25,7 млн туристов).
Операторы рынка надеются, что открытие в этом году новых внутренних направлений у МАУ (с апреля авиакомпания летает из Киева в Запорожье и готовится открыть рейсы Харьков — Одесса и Львов — Одесса) и Турецких авиалиний (рейса Стамбул — Херсон, открытого также в апреле этого года) поспособствует как внутреннему, так и въездному туризму в Украине.
Выездной туризм: топ-5 трендов
С заграничным отдыхом в этом сезоне у украинцев все печально, туроператоры ожидают, что по итогам года рынок просядет на 30-40%. Причина очевидна — экономический кризис.
«В нынешнем летнем сезоне симпатии украинских туристов остались теми же, что и в прошлый и позапрошлый год, но количество тех, кто может позволить себе отдых, продолжает сокращаться», — сетует Голубаха.
1. Только Турция и Египет. Все туроператоры, опрошенные журналистами, приводят одни и те же данные: самыми массовыми направлениями остаются Египет и Турция, по остальным количество туристов из Украины стремительно падает.
«По нашим данным, выездной туризм в этом году просел на 30-40% по сравнению с прошлым годом. Меньше остальных направлений просела Турция. Рейсов в Анталию, Бодрум, Мармарис стало меньше, но увеличилось количество рейсов в Стамбул», — рассказывает Владимир Царук.
По данным Министерства по культуре и туризму Турции, в мае этого года страну посетило почти 50 000 украинских туристов, а с начала текущего года — более 160 000 украинцев.
2. Не горячо. Еще одна тенденция нынешнего туристического сезона — стремительное сокращение рынка «горящих» предложений.
«Сегодня на рынке практически отсутствуют так называемые горящие туры. Их катастрофически мало из-за сокращения количества чартерных программ, особенно из регионов. Ряд авиаперевозчиков уменьшили количество бортов, используемых под перевозку туристов. Поэтому в этом году отдыхающих будет значительно меньше даже по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В 2014 году мы наблюдали падение выездного туризма от 60 до 70% по сравнению с 2013 годом», — отмечает Игорь Голубаха.
3. Быстрее и дешевле. Те из украинских туристов, кто не желает пересаживаться с заграничных маршрутов на украинские, все чаще пытаются сэкономить на длительности поездок. По этой причине туры выходного дня и короткие 2-3-дневные туры в страны ближнего зарубежья набирают обороты.
«Например, внутри турецкого направления произошла переориентация: люди стали меньше ездить в Анталию и подобные места и больше — в Стамбул, предпочитая короткие туры длительностью 2-3 дня. Уверен, что на весь текущий сезон эта тенденция сохранится, пусть и не с таким большим разрывом между обычными и короткими турами», — уверен Йосиф Андрик.
4. Грузия — в числе востребованных маршрутов. Мода на горные и морские курорты Грузии сохранится и в этом сезоне, считают эксперты.
«Украина сейчас на пятом месте по количеству туристов, посещающих Грузию, и даже в этом году, по сравнению с прошлым, есть небольшой рост спроса на это направление. Этому способствуют увеличение количества рейсов в Грузию и активная рекламная кампания этой страны в Украине. Спрогнозировать, как с этим направлением будут обстоять дела к концу сезона, сейчас сложно. Если не будут подниматься цены на авиаперелеты, то 80 000-90 000 туристов из Украины в Грузии будет», — убежден Владимир Царук.
Для сравнения, в прошлом году Грузию посетило около 85 000 туристов из Украины.
5. Шенген — долго и дорого. Вступающие в силу новые правила оформления шенгенских виз только ухудшат ситуацию с и без того низким спросом на шенгенские направления, говорят операторы рынка.
«От нововведений в условиях оформления шенгенских виз это направление несомненно пострадает. Уже с 23 июня для подачи документов на визу необходимо будет личное присутствие для сдачи биометрических данных — отпечатков пальцев. И вопрос даже не в том, что на оформление виз будет уходить больше времени. Любая преграда — это преграда, и человек в такой ситуации несколько раз подумает, стоит ли ехать дважды в визовый центр или консульство», — считает Андрик.
Лола Ташматова