В конце прошлого года в средней школе №19 Кривого Рога решили провести эксперимент: установили на счётчики электроэнергии, тепла и воды терминалы дистанционного съёма данных. Несложные приборы в режиме реального времени передавали показания на сервер. И в первый же месяц эксперимента удалось «поймать» утечку 150 тонн воды.
«Даже ночью школа по счётчику потребляла 200 литров воды в час — через протекающие бачки и краны уходило по 5 тонн воды в сутки», — рассказывает Сергей Камынин, основатель компании NAVI, в которой сконструировали упомянутый терминал.
Но самой большой экономии удалось добиться на отоплении. Перед началом отопительного сезона отдел образования вызвал завхозов школ и обязал их уменьшать до минимума подачу теплоносителя после занятий. А перед началом уроков открывать заслонки, чтобы классы прогрелись. Но, по словам Камынина, «все дружно покивали и забыли»: никому не хотелось каждое утро и вечер лазить по подвалам. Единственным исключением стал завхоз СШ №19. У него просто не было возможности отлынивать от этой обязанности, ведь данные по потреблению тепла передавались в отдел образования в режиме реального времени.
В итоге за отопительный сезон 2014/2015 года школа сэкономила на коммунальных услугах около 60 тыс. грн без каких-либо дополнительных затрат.
Как меняются тарифы
Средние коммунальные платежи за двухкомнатную квартиру в Киеве площадью 50 кв. м, в которой проживает семья из трёх человек, грн/мес
Из расчёта потребления электричества в объёме 200 кВт, а также 22,5 куб. м холодной и 10,5 горячей воды в месяц
Источники: НКРЭ, расчёты Фокуса
Нет системы
История криворожской школы более чем показательна — вряд ли в остальных 18 тыс. общеобразовательных заведений дела обстоят намного лучше. И только по ним самые примитивные меры экономии могли бы сохранять около 1 млрд грн в год — в буквальном смысле слова выбрасываемые на ветер и спускаемые в канализацию.
При этом в Украине (по крайней мере, на бумаге) существует около 30 программ энергосбережения и повышения эффективности: от кредитных линий на приобретение энергоэффективного оборудования для крупных компаний до подключения в единую энергетическую систему солнечных батарей в частных домах.
Но из-за отсутствия системности в масштабах страны особого результата они не приносят. Простой пример: Кабмин обещает возмещать жителям многоквартирных домов 20–40% стоимости работ по утеплению домов и установки домовых счётчиков тепла. Но это требует участия всех жильцов — многоквартирный дом не получится модернизировать «кусками». Другими словами, жильцам нужно объединиться в Организацию совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), чему противятся в том числе и ЖЭКи, не заинтересованные в снижении потребления энергии. Но даже если ОСМД создано, для большинства украинцев 60–80% стоимости работ — сумма неподъёмная.
А мэр города Мены Черниговской области Фёдор Фесюн и вовсе уверен, что перед массовым утеплением нужно как минимум модернизировать все теплотрассы — потери на них зачастую оказываются больше, чем в самих домах. «Как раньше трубы изолировали? Обернули стекловатой и положили сверху рубероид. Стекловата осыпалась, и зимой над теплотрассами подснежники цветут», — говорит он.
Для реального снижения потерь энергии в масштабах страны нужна комплексная программа стабильного энергетического развития, считает экс-начальник Госинспекции по энергосбережению Игорь Черкашин. Ведь сегодня энергетические монополии невозможно заставить модернизировать инфраструктуру. Закон об энергосбережении существует, но из него ещё в 2011-м убрали положение об органах надзора и ответственность за нерациональное потребление энергии, говорит Черкашин. Тогда это объяснили дерегуляцией — уменьшением вмешательства государственных органов в дела бизнеса. Но, по словам Игоря Черкашина, на самом деле это стало результатом лоббирования интересов владельцев облгазов и облэнерго. Ведь вмешательство контролирующих органов в деятельность малых и средних предприятий изначально было запрещено — контролировали только монополистов и крупные предприятия.
В итоге у государства фактически не осталось рычагов влияния на уровень потребления энергии. Как следствие, даже в столице энергоаудит проведён не более чем в 1% многоэтажек — это около сотни из более чем 10 тыс. киевских домов. В регионах ситуация с этим ещё хуже.
А ведь подобные «фотосъёмки теплопотерь» наглядно показывают жильцам реальный путь к экономии: в виде тепла, которое теряется через щели в стенах, открытые форточки или рассыпающиеся рамы старых окон. Впрочем, возраст тут не всегда играет главную роль.
«Есть примеры, когда дома более ранней постройки обладают лучшими показателями в энергопотреблении, чем возведённые совсем недавно. Всё зависит от отношения собственника к текущим ремонтам инженерных систем», — пояснили Фокусу в Киевэнерго.
Сделай сам
Житель Днепропетровска Олег Половинка подрабатывает изготовлением самодельных устройств для проточного подогрева воды на газовой плите — змеевиков из труб, подключённых к холодной и горячей трубе.
«Если нет газового счётчика, можно пользоваться горячей водой бесплатно. Разрешения от газовой службы не нужны. Что вы греете на плите, никого не касается», — рекламирует на одном из сайтов объявлений своё изобретение Половинка.
По мнению Игоря Черкашина, появление подобных устройств — лишь начало бума по массовому обману гражданами монополий.
«Тарифы выросли в 3–5 раз. К осени возникнет большой спрос на услуги «кудесников», — говорит он.
Сократить плату за коммунальные услуги в отдельно взятой квартире можно и не прибегая к столь радикальным методам. К примеру, эксперт по энергоэффективности Алексей Хабатюк рекомендует перейти на двухзонный тариф учёта электроэнергии. В этом случае потребитель с 23 до 7 часов оплачивает электричество по половинному тарифу. То есть 18 копеек за кВт при потреблении до 100 кВт в месяц, и по 32 копейки при потреблении от 100 до 600 кВт. Главные потребители электроэнергии — холодильник, который работает на протяжении суток, и стиральная машина, которую можно запускать ночью. В целом, только переход на двухзонный тариф может сэкономить на электричестве до 40%.
Кроме того, в квартире можно поставить бойлер, снабдив его розеткой с таймером, и отказаться от централизованной подачи горячей воды. Современные бойлеры позволяют сохранять воду горячей в течение всего дня — потери составят не больше 5%. А подогрев 1 кубометра воды в бойлере по половинной цене обойдётся значительно дешевле 41 грн — тарифа, установленного НКРЭ за горячее водоснабжение.
Переход на двухтарифный счётчик обойдётся в 1,7–1,8 тыс. грн и окупится в случае использования бойлера менее чем за два года. Единственная проблема — после последнего повышения тарифов желающих оказалось слишком много, и сейчас очередь на установку растянулась на три месяца.
Объединяйся и властвуй
После повышения тарифов львиная доля коммунальных платежей приходится на отопление. Семья из трёх человек, проживающая в квартире площадью около 50 квадратов, будет тратить на него в отопительный сезон по 800 грн в месяц или 4,8 тыс. грн в год. При этом потери тепла в многоквартирном доме из-за неутеплённых стен, подвала и чердака, старых окон и дверей на лестничных клетках и слишком высокой температуры осенью и весной могут достигать 70%. Кроме того, если нет счётчика тепла, платить нужно по тарифам «за метраж отапливаемой площади», а они изрядно «раздуты».
«Только установка счётчиков и системы погодного регулирования позволяет сократить потребление тепла на 20–25%», — поясняет Черкашин.
Главная проблема в том, что в 95% украинских домов из-за технологических особенностей невозможно установить квартирные узлы учёта тепла. Приходится идти на компромисс: ставить домовой узел, а плату с каждой квартиры рассчитывать по «совковому» методу — по её площади. Да и утепление стен дома и замена окон в общих помещениях требует совместных действий жильцов. Но чтобы провести эти работы, как уже говорилось, нужно объединяться в ОСМД и отказываться от услуг ЖЭКа.
Этот процесс идёт крайне тяжело. По программе реформирования и развития ЖКХ в 2009–2014 годах, к концу прошлого года должно было быть создано 45 тыс. ОСМД. В реальности их появилось около 17 тыс.
«Ответственность вызывает боязнь и страх. Жильцы привыкли, что руководитель ЖЭКа решит их проблемы», — объясняет причины провала начальник управления жилищной политики Минрегионов Сергей Кушнир.
На самом деле убедить жильцов в необходимости собственными силами утеплять дома вполне реально. К примеру, в Польше, в марте этого года вступил в силу закон, обязывающий при продаже квартиры предъявлять покупателям «паспорт энергоэффективности» — документ, в котором указаны затраты тепла для квартиры и оплата за теплоснабжение. Это автоматически переводит энергоэффективность из абстракции во вполне понятную категорию экономии. Саму же термомодернизацию жильцы проводят при помощи энергосервисных компаний (ESCo). Они за свой счёт утепляют дом и устанавливают счётчики, а затем возвращают потраченное и получают небольшую прибыль за счёт того, что после модернизации жильцы ещё несколько лет платят по старым тарифам.
На днях Пётр Порошенко подписал закон, регулирующий деятельность ESCo-компаний и в Украине. Его положения разработали совместно с Европейским банком реконструкции и развития. Причём на первом этапе ЕБРР готов выделить Украине на реализацию программы 1,5 млрд грн.
Одним словом, термомодернизация домов в нашей стране пусть медленно, но всё же идёт. Правда, паспорт энергоэффективности при продаже жилья у нас, как в Польше, пока не требуется. Но бум энергосберегающих технологий у соседей тоже начался не с него, а с резкого повышения тарифов более 20 лет тому назад.
Евгений Гордейчик