Перед вами несколько историй украинских предпринимателей, которые запустили стартапы на свои средства, вывели их на самоокупаемость и начали зарабатывать еще до привлечения инвестиций.
Сервис подбора провайдера «Мультитест»
Стартовый бюджет: 50 000 долларов
Достижения: 320 000 долларов дохода по состоянию на 2013 год
Основатель сервиса «Мультитест» Артем Белодед начал заниматься бизнесом в 2009 году. Его компания занималась «скорой компьютерной помощью» и проведением интернета «куда угодно». К 2010 году стало понятно, что конкуренция на рынке обычной компьютерной помощи слишком высока, и работать в убыток не имеет смысла. Было решено менять фокус или добавлять новые услуги, которые смогли бы одновременно рекламировать компьютерную помощь. И тогда Артем решил начать тестировать и подключать 3G/4G интернет за городом. Результаты тестов выкладывались в блоге, где с ними могли ознакомиться пользователи, которые не хотели заказывать платную услугу выезда мастера.
Весной 2011 года был запущен сервис отображения покрытия беспроводных провайдеров для внутреннего использования. Тогда планировалось, что этот инструмент будет использоваться для мастеров «Мультитеста». Потом пришло понимание, что такой инструмент можно предоставить и обычным посетителям сайта. А потом — что проверять покрытие можно не только по беспроводным, но и проводным провайдерам. Так, в июле 2012 года, после девяти месяцев разработки, появилась первая версия сервиса подбора провайдера.
С момента своего основания стартап развивался за счет услуги проверки покрытия за городом и около половины прибыли вкладывал в дальнейшее развитие. Всего на запуск сервиса «Мультитест»было потрачено около 50 000 долларов, но до привлечения первых инвестиций в 2013 компании уже удалось получить около 320 000 долларов дохода. Проект зарабатывал на комиссиях от провайдеров за подключение новых абонентов.
Успехи проекта не остались незамеченными. В марте 2014 года сервис получил 480 000 грн инвестиций от ангельского инвестора, а спустя всего несколько месяцев «Мультитест» привлек еще 250 000 долларов от фонда Imperious Group.
На сегодня «Мультитест» работает с более чем сотней украинских провайдеров, в 2014 году сайт стартапа преодолел порог в миллион посещений, а сам сервис запустил пилотные проекты в США, Польше и России.
Сервис для экономии на зарубежных звонках Roamer
Стартовый бюджет: 50 000 долларов
Достижения: 500 000 евро оборота в год
Сервис для экономии на зарубежных звонках Roamer был создан Ником Устиновым и Петром Антроповым около двух лет назад. На тот момент у основателей проекта уже был достаточный опыт в интернет-бизнесе: Ник создал популярный в Прибалтике портал Inbox.lv, а Петр был соучредителем Odnoklassniki.ru и Megogo.net.
К разработке сервиса партнеры приступили в феврале 2013 года. В июле была готова бета-версия для владельцев смартфонов на Android и iOS, а осенью вышли полноценные версии для iOS 7 и Android. Так как бюджет запуска был ограничен, то большая часть вложенных денег ушла на покупки «минут» у операторов и промо-кампанию.
Именно промо-кампания и помогла проекту добиться успеха. Это был разгар отпускного сезона и туристы начали повально скачивать приложение, чтобы дешево разговаривать за границей. Главная идея Roamer состояла в том, чтобы сделать удобный и прозрачный сервис для международных звонков без ненужных наворотов. Спустя полгода сервис начал самоокупаться, а к весне показал небольшой плюс. В 2013 году Roamer получил 1,3 млн долларов инвестиций от ряда английских IT-бизнесменов, а основным инвестором выступил основатель крупного телеком-ритейлера Dial-a-PhoneРичард Франк. В 2014 году оборот проекта составил 500 000 евро.
Недавно Roamer запустил интернет-магазин SIM SHOP, в котором можно купить SIM-карты зарубежных операторов. На данный момент услуга доступна пользователям всех стран — SIM-карты доставляются по почте на дом в течение 10-15 дней после заказа в любую точку мира. Оплата совершается через PayPal или платежные карты VisaMasterCard.
Навигатор общественного транспорта EasyWay
Стартовый бюджет: 20 000 долларов
Достижения: 500 000 посетителей и 25 млн просмотров страниц ежедневно
Работа над созданием навигатора общественного транспорта EasyWay началась в 2011 году и до момента выхода на самоокупаемость на разработку ушло порядка 20 000 долларов.
«Так как бюджет запуска был ограничен, мы почти все делали своими руками и попутно разбирались в новых для нас вещах — оптимизации сервера под большие нагрузки, SEO и другие подобных технологиях», — рассказывает основатель проекта Иван Шерстюк.
Успех пришел к проекту после подключения транспортной сети Львова — в январе 2012 года. Тогда же за счет продажи сервисов Widget и API были заработаны первые деньги. На самоокупаемость проект вышел чуть позже, в 2013 году, после подписания партнерских контрактов с Google, Yandex и поддержки общественного транспорта Украины в картографических сервисах этих компаний. На сегодня EasyWay находится на первом месте в Google по тематическим поисковым запросам, например, маршрутки Киева, а Android-версия мобильного приложения лидирует в разделе Транспорт в Google Play.
RetouchMe — мобильное приложение, позволяющее улучшить внешность на фото
Стартовый бюджет: 20 000 долларов
Достижения: 200 000 загрузок приложения в течение шести месяцев после запуска
В августе 2014 года основатель интернет-магазинов Fotomag.com.ua и Gold.ua Александр Лозицкий и днепропетровский фотограф Андрей Казановский запустили приложение для смартфонов RetouchMe. Работает оно следующим образом — пользователь отправляет свое фото команде дизайнеров — и через несколько минут получает его улучшенную копию. С помощью приложения можно скорректировать фигуру — увеличить грудь, уменьшить бедра, убрать бока и живот, стать стройнее. Можно также исправить дефекты кожи — убрать родинки, морщины и так далее.
Идея создания RetouchMe пришла в голову друзьям во время курения кальяна и обсуждения, чего же не хватает пользователям Instagram. Они увидели проблему, которую никто еще не решил: после того, как человек сфотрафировался на смартфон и планирует выложить фотографию в сеть, ему хочется откорректировать свою фигуру и сделать себя стройнее и красивее. До этого проблема решалась с помощью цветовых фильтров или сложных редакторов наподобие Photoshop.
Тогда же Андрей и Александр начала придумывать детали будущего приложения и процесс обработки фотографий дизайнерами. На разработку в общей сложности ушло около 20 000 долларов и летом 2014 года были официально запущены две версии приложения — под Android и iOS. С первого дня обработка фотографий была платной — каждое улучшенное фото обходилось пользователю в 1 доллар. На сегодня приложение уже скачало более 200 000 человек по всему миру.
Сервис под Android «Местоположение Друзей»
Стартовый бюджет: 50 долларов
Достижения: 100 000 загрузок приложения
Сервис для определения местоположения друзей Анастасия Червинская с мужем запустили исключительно своими силами — писали код в свободное от работы время, а с оформлением и иконкой помогла сестра-дизайнер. Таким образом, запуск обошелся супругам в 50 долларов — цену регистрации в Google Play. Основной идеей было сделать сервис, с помощью которого друзья или родственники смогут отслеживать местоположение друг друга на карте.
«Сразу же после публикации первой версии на Google Play, мы написали про проект на нескольких популярных Android-форумах и попросили всех знакомых посоветовать приложение друзьям», — рассказывает Червинская про процесс раскрутки сервиса.
По ее словам, хороший эффект дает общение с критиками в Google Play — людям нравится, когда их мнение учитывают и быстро отвечают на комментарии.
Первые 100 долларов девушка с мужем заработали на рекламе через несколько месяцев после запуска. Сейчас монетизация идет через AdMob рекламу и продажу платных версий.
«Мы зарабатываем достаточно, чтобы была мотивация развивать сервис, но и не настолько много, чтобы можно было бросить основную работу и заниматься только им», — говорит автор приложения.
Компания по продаже платного программного обеспечения AQUATRA
Впрочем, не всем повезло удержаться на волне успеха — есть и менее удачные примеры. Последнюю историю в рубрику прислал киевский разработчик Антон Карпенко, более известный в IT-сообществе как Karpolan. Публикуем ее в оригинале с небольшими стилистическими правками:
«После продажи доли в компании ABF software Inc и неудачного запуска стартапа, связанного с онлайн-аналитикой (было потрачено 3-4 месяца и около 30 000 долларов) я понял, что если не создать источник пассивного дохода, то личные сбережения могут просто закончиться. Было принято решение построить ручейки дохода с применением знаний о том, как продавать shareware, и связей на рынке производителей этого самого shareware.
Я договорился с несколькими авторами достаточно успешных программ о ребрендинге их продуктов (копия программы, но с другим названием и оформлением) под мою компанию для продвижения на рынке с альтернативным позиционированием. Например, продукт Anyplace Control для системных администраторов я позиционировал как Remote Desktop Contol для работы из дома или во время путешествий.
За месяц я быстро сделал пять сайтов под разные продукты, договорился с производителями программ о комиссии и распределении задач — например, поддержка по техническим вопросам ложилась на авторов, а все остальное делала моя компания. Поскольку я хорошо соображал в SEO и мне хватало денег на эксперименты с Adwords, то потратив порядка 1000 долларов для оценки ключевых слов в каждой из ниш, через три месяца после запуска на сайтах было уже достаточно трафика чтобы продавать софт на тысячи долларов оборота. А когда я начал размещать на этих сайтах AdSense, то стало еще веселее.
Понятное дело, что приходилось делиться комиссией с авторами, но зато я не тратил времени на написание кода вообще! С рутинной работой мне помогали несколько удаленных сотрудников. В общем, получился чистый пассивный доход, настоящая пенсия! :)
К сожалению, в 2008 году Гугл начал активно бороться с сайтами афилейтов и реселлеров. А к 2010 году такая «шара» сошла почти на нет. Сейчас софт практически не продается, а сайты используются для раскрутки других проектов, SEO экспериментов и банальной продажи ссылок».