Большая затраты
Этот год может стать очень затратным для госбюджета, так как правительству придется вливать средства в частные банки. Это стало необходимым из-за слишком большого количества крупных банкротств на рынке. С вкладчиками всех неплатежеспособных банков, которые имеют депозиты до 200 тыс грн, рассчитывается Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ). Однако большие суммы не компенсируются. Поэтому состоятельные клиенты только трех крупных обанкротившихся банков – Брокбизнесбанка, банк «Форум» и ВиЭйБи Банк,- в целом потеряли 8,2 млрд грн. Такой тренд крайне негативно влияет на рынок и создает большое социальное напряжение. Банковская система, которая всеми силами пытается вернуть доверие клиентов, постоянно терпит неудачу. Поэтому чтобы не допустить слишком больших банкротств, которые повлекут за собой проблемы для всего рынка, правительство решило спасать крупнейшие учреждения от такой участи.
В целом на поддержку банков со стороны государства в этом году в госбюджете заложено 36,5 млрд грн. Впрочем, рассчитывать на эти деньги могут далеко не все и достанутся они лишь избранным учреждениям. В конце прошлого года Нацбанк определил, какие именно банки являются системно важными, а значит, могут надеяться на поддержку государственными деньгами. Своим постановлением №863, центробанк указал, что ими считаются ПриватБанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, Дельта Банк, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, Проминвестбанк и Сбербанк России. Два из этих учреждений и так являются государственными-Ощадбанк и Укрэксимбанк, и они регулярно получают деньги в капитал из госбюджета. Так, недавно Ощадбанку выделили 11,6 млрд грн, а Укрэксимбанку-4,99 млрд грн.
Остальные же учреждения из этого списка в случае какой-то острой необходимости могут получить помощь от государства. Тем не менее, это не значит, что их акционеры могут расслабиться и не искать средства для докапитализации. Никаких гарантий того, что правительство будет спасть их активы сейчас нет. «Лишних ресурсов в госбюджете нет, поэтому только государственные и системные банки могут рассчитывать на господдержку. Те банки, чьи акционеры не будут докапитализировать их, будут удалены с рынка», – заявила глава НБУ Валерия Гонтарева.
Первый претендент
Первым и пока единственным претендентом на спасение за счет государства является Дельта Банк. Как известно, банк уже почти год испытывает трудности с возвратом депозитов и платежей. На 1 января, по объему вкладов населения банк занимает третье место — 23,9 млрд грн. При этом сумма гарантированных к возврату депозитов до 200 тыс грн составляет около 15 млрд грн. Поэтому у ФГВФЛ есть опасения по поводу возможностей возврата такой значительной суммы. На 1 февраля у фонда на руках 16,8 млрд грн, из которых он выплачивает средства вкладчикам обанкротившихся банков. Кроме того, он может привлечь кредит у Нацбанка на эти цели и средства у правительства.
Тем не менее, ФГВФЛ предлагает национализировать Дельта Банк, так как в таком случае ему не нужно будет брать учреждение под свое управление. «В декабре прошлого года мы проводили оценку Дельта Банка, и с Нацбанком вышли с предложением к Минфину национализировать его, — рассказал директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин.—Но Минфин против. С арифметической точки зрения это очень дорого для государства. А нам такое счастье тоже не нужно». Теоретически, государство может купить Дельта Банк всего за 1 грн. Однако окончательное решение о дальнейшей его судьбе пока еще не принято.
Неудачная идея
Финансисты не очень оптимистично оценивают идею государства поддерживать деньгами частные банки. Фактически это означает, что коммерческие предприятия, которые работали на свой страх и риск и, возможно, вели рискованную деятельность, будут спасать деньгами налогоплательщиков. А как показала практика, национализация банков это очень дорогая процедура. Так, например, в три банка, которые были национализированы в 2009 году, было направлен в целом 22,76 млрд грн: Родовид Банк получил 9,8 млрд грн (порядка 6 млрд грн пошло на выплату вкладов клиентов Укрпромбанка), Укргазбанк — 9,4 млрд грн, «Киев» — 3,56 млрд грн. При этом только Укргазбанку удалось полностью восстановить свою работу и несколько лет подряд он даже показывал очень большую прибыль. Остальные же два учреждения так и не смогли начать полноценную деятельность, поэтому правительство приняло решение перевести активы и пассивы банка «Киев» в Укргазбанк. Судьба Родовид Банка по-прежнему остается неизвестной.
Еще один риск вхождения государства в капитал какого-то частного банка заключается в низких шансах продать затем этот актив и получить какую-то прибыль. Этого пока не удалось сделать ни с одним банком, который был когда-либо национализирован правительством. «При отсутствии на данный момент реальных инвесторов, необходимо проанализировать, что будет выгоднее: ликвидация банка с фиксацией убытков или проведение необходимой докапитализации. При этом должна быть стратегия развития банка и подготовка его продаже, так как государство является менее эффективным собственником в долгосрочной перспективе»,- отмечает директор финансово-экономического департамента банка «Финансы и Кредит» Дмитрий Балун.
Елена Губарь