Согласно исследованию объем рынка e-commerce Украины по итогам 2013 года составил около 2 млрд долларов. Рост относительно 2012 года составил примерно 25% (объем рынка e-commerce Украины за 2012 год составлял примерно 1,6 млрд долларов).
Несмотря на текущий геополитический и экономический кризис в Украине, рынок электронной торговли остается фундаментально привлекательным. Есть инвесторы, которые считают, что нужно входить в отрасль, когда «на улице льется кровь». Ведь как только устаканится политическая и экономическая ситуация в стране, будет дальнейший взрывной рост отрасли на ближайшие 10 лет.
«Мы остаемся очень оптимистично настроенными по поводу данного сектора, и хоть не вошли в него до 2014 года, текущие уровни создают новую инвестиционную привлекательность для инвесторов, которые ставят на «growth stories». Особую инвестиционную привлекательность имеют marketplace, как В2В и В2С, и игроки, доминирующие в ключевых крупных вертикалях, как fashion и билеты. Инфраструктурные и платежные компании находятся на низком уровне, и сами будучи инвестиционно-привлекательными, будут создавать предпосылки для развития всей отрасли в целом. Кстати, даже в 2014 году мы увидели выход иностранных игроков на украинский рынок электронной торговли, — рассказал Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital.
По словам Аллы Катренко, руководителя проектов Украинской ассоциации директ маркетинга, рынок e-commerce в Украине, безусловно, находится на стадии своего развития. И основными драйверами его роста станут обслуживающие сервисы, логистика и развитие платежных систем. Также рынку не хватает достаточного законодательного регулирования, которое не ограничивает, а развивает и создает адекватные условия для роста рынка. Также рынку не хватает структурированности и четкой сегментации.
Доля online торговли в общем объеме ритейла в 2013 году составила около 2% (это сопоставимо с российским рынком, но значительно отличается от уровня проникновения онлайн-торговли передовых европейских стран – 5-12% от общего объема ритейла).
В некоторых крупных сегментах, например, fashion (одежда и обувь) - достаточно активно развиты продажи через печатные каталоги. По результатам 2013 года объем рынка каталожной торговли составил 200 млн долларов.
Если говорить о рынке дистанционной торговли (продажи через сайт и печатные каталоги) в целом, по нашей оценке объем по результатам 2013 года составил 2,2 млрд долларов.
«Наиболее развитыми сегментами в онлайн, по итогам 2013 года, стали электроника и бытовая техника, fashion (одежда и обувь), билеты e-travel. Перспективными для роста в онлайн можно считать категории: «товары для дома» (а именно онлайн-продажа мебели), «строительные материалы» и «товары для спорта», - отмечает Алла Катренко.
Лидерами в самом крупном сегменте «Электроника и бытовая техника» являются Rozetka.ua — 35%, «Алло» — 10% и Fotos — 8%.
В прогнозах развития данной отрасли все эксперты едины во мнении – рынок электроники и бытовой техники будет и дальше расти. Разница лишь в том, что, скорее всего, меньшей популярностью станут пользоваться новые товары, потребители будут больше внимания обращать на объявления о продаже б/у техники и электроники. Как следствие, будет расти популярность торговых площадок, например, Slando.
Также увеличится временной период между совершением покупок. Если ранее было модно менять мобильный телефон с выходом каждой новой модели, то теперь потребитель готов пользоваться своим аппаратом несколько лет, прежде чем совершить новую покупку.
На втором месте после электроники и бытовой техники находится сегмент fashion (одежда и обувь) — около 150 млн долларов по онлайн-продажам.
В этом сегменте лидируют ModnaKasta, LeBoutique и BonPrix, совокупно обеспечивая 70% продаж всего сегмента.
Денежный объем сегмента «Косметика и парфюмерия» эксперты оценили более чем в 25 млн долларов. Тройку лидеров сегмента составили MakeUp, LadyShop, Yves Rocher.
Лидерами сегмента «Книги», оцениваемого в 10 млн долларов, являются «Клуб семейного досуга» и Yakaboo.
Наиболее популярными маркетплейсами по итогам первого полугодия 2014-го года являются Prom.ua, Slando/OLX, allbiz. За этот период на Prom.ua было осуществлено в три раза больше заказов, чем за соответствующий период в 2013 году.
Объем сегмента «билеты и транспорт» по продаже авиа и ж/д билетов в онлайн за 2013 год составляет 275 млн долларов.
Согласно исследованию McKinsey, клиенты банковского ритейла меняют свое поведение, и используют всё больше каналов связи, прежде всего - цифрового и прямого доступа. Банки поддрживают этот тренд и предлагают клиентам всё больше способов для коммуникаций. Но поведение потребителей — это сложное явление. Одним клиентам по-прежнему нужны лишь оффлайновые отделения, а другие хотят работать с банком во всех каналах.
«2013 год в Украине можно назвать годом инициации для финансовых компаний в сфере продаж продуктов через интернет. Многие компании, которые предоставляют финансовые услуги, начали активно привлекать клиентов через интернет-канал. Нужно отметить, что полный цикл продаж в онлайн возможен лишь для нескольких банковских продуктов», — рассказал Евгений Измайлов, один из основателей онлайн-сервиса подбора кредитных карт и кредитов Finline.
В 2013 году развивались продажи беззалоговых кредитов через интернет. По данным компании Finline, было оформлено около 1 млн шт. заявок на беззалоговый кредит, средний чек составил — 16 000 гривен, средняя конверсия из заявки в продажу 4-5%.
Эту услугу предлагают лидеры е-commerce в Украине - Rozetka, Fotos, «Алло», Comfy, Citrus, Фокстрот и другие.
По прогнозам УАДМ, 2015 год ознаменуется разработками мобильных сайтов для онлайн-покупок при помощи мобильных устройств, активным развитием платежных сервисов, маркетплейсов, популяризацией текстовой рекламы, развитием персонализации при коммуникациях с покупателями, упрощением интерфейсов, развитием видео-обзоров товаров на сайтах интернет-магазинов, развитием шоу-румов.
«В четвёртом квартале прошлого года был рост сектора почти по всем сегментам, в гривневом выражении конечно. И в первом квартале текущего года уже вижу тоже позитивную тенденцию. При этом, прогноз на 2015 год очень сильно зависит от геополитического сценария и экономической ситуации. Но однозначно онлайн-торговля продолжит отбирать долю у оффлайн ритейлеров. Т.е. если даже общий рынок ритейла не вырастет, то оффлайн-рынок упадет, и онлайн вырастет», — прогнозирует Евгений Сысоев.
По его словам, доля онлайн ритейла может вырасти с текущих 2% до 10% и более от общего ритейла. При восстановлении даже умеренного, но стабильного, экономического роста рынок e-commerce вырастет в денежном выражении в 5-10 раз за 10 лет и разовьются почти все вертикали — в интернете можно будит купить практически все, и с быстрой доставкой по всей Украине.
Ольга Левкович, Диана Рыбаева