Куда растем?

Никто не будет спорить, что сильнее всего отбивает желание тратить инфляция. Согласно самым свежим данным Государственной службы статистики, по итогам 2014 года индекс потребительских цен составил почти 25% (декабрь к декабрю). Выше инфляция была лишь в 2000 году, достигнув 25,8%.

Наиболее весомый вклад в рост потребительских цен внесли продукты питания и безалкогольные напитки (+24,8%), алкоголь и табачные изделия (+25,9%), услуги ЖКХ и энергоносители (34,3%), а также предметы повседневного использования (27,9%), транспорт и топливо (41,6%).  В то же время, если всмотреться в структуру индексной корзины Госстата, то дорожало не все и не такими стремительными темпами. Например, овощи за год, напротив, стали дешевле на 10,6%, масло подорожало на 9%, сыр и молочные продукты – на 14%. Одежда в среднем выросла в цене на 13%, квартплата – на 2%, а затраты на связь выросли лишь на 2,4%.

Вообще, очень показателен в плане удорожания продуктов пресловутый новогодний стол. Например, 2013 год можно было встретить, потратив приблизительно 200-300 гривен на человека, то спустя год ценник подрос еще на 100 гривен. Празднование 2015 года обошлось еще дороже. Согласно данным опроса «Украинским клубом аграрного бизнеса», почти 2/3 респондентов планировали потратить на новогодний стол для двоих человек минимум 1000 гривен.

Ситуация с коммунальными тарифами особого объяснения не требует (требования МВФ, реформирование ЖКХ и т.д.), и с их ростом приходится попросту смириться. Равно как и с ценами на топливо, где доля импорта достигает 90%. Соответственно, падение курса гривны прямо влияет на стоимость бензина и солярки. А удорожание энергоносителей, в свою очередь, делает немалый вклад в рост цен на те же продукты питания и товары массового потребления.

Выждать момент

Сдержанность в затратах видна не только в повседневных, но и крупных, инвестиционных покупках. Так, по данным ассоциации Укравтопром за ноябрь 2014 года продажи новых автомобилей упали более чем на 56%. А согласно предварительным оценкам импортеров и дилеров, за весь 2014 год было продано вдвое меньше авто чем за 2013. С недвижимостью ситуация похожа. Например, в компании KeivStandard отмечают, что если в бюджетном сегменте сделки с жильем сохраняются на уровне 2013 года, то в бизнес-классе и премиуме падение продаж составило 2-3 раза. Падение рынка бытовой техники, согласно исследованию GFK Ukraine, за 3 квартал 2014 года составило 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

Однако это совершенно не означает, что украинцы престали тратить деньги. Обратимся к статистике Национального банка. По его данным, за 11 месяцев ушедшего года физлица изъяли из банков около 5,4 млрд долларов валютных вкладов и 20 млрд гривен депозитов в национальной валюте. Большая часть этих средств, безусловно, осела в карманах разочарованных граждан. Однако не стоит забывать, что существует такое понятие как «отложенный спрос». По словам экспертов, временной лаг между намерением вложить деньги (например, в приобретение жилья) и фактической реализацией этого желания может достигать 1-1,5 лет в зависимости от макроэкономической ситуации, политических перипетий и т.д.

Соответственно, высока вероятность того, что именно в наступившем 2015 году подавляющее большинство тех, кто панически изымал свои сбережения годом ранее, решится на их реинвестирование. Например, так называемый индекс склонности к крупным покупкам, рассчитываемый GFK Ukraine, и в октябре, и в ноябре вырос (за декабрь данных еще нет – прим.авт.). Да, рост этого индикатора можно связывать с приходом новогодних и рождественских праздников, на которые приходится пик продаж и распродаж, но нельзя списывать со счетов и влияние упомянутого уже отложенного спроса. Еще один показатель – доходы и затраты населения. По данным Госстата, за 3 квартал 2014 года доходы граждан выросли на 4,3%, накопленные нефинансовые активы увеличились на 26,3%, а прирост финансовых активов составил 33,4%. Неплохо как для кризиса.

К тому же, важно учитывать, что обладателей валютных сбережений ни инфляция, ни девальвация особо не волнуют. Для них в ценовом плане ничего не изменилось (более того, если говорить о недвижимости – налицо явная выгода), поэтому эти инвесторы первыми будут решаться на крупные траты.

По ту сторону перелома

На самом деле, уже с определенной уверенностью можно говорить, что 2015 год будет сложным, но явно не переломным. Эпицентр стихии падения гривны и роста цен миновал. По разным оценкам, пик кризиса будет пройден в ближайшие месяцы, а инфляция по итогам года вряд ли превысит 13-14%. Так что и «укол в кошелек» будет менее ощутим.

От дальнейшего обесценивания гривны, конечно, никто не зарекается. Но, опять-таки, эксперты уверены, что столь масштабной девальвации мы уже не увидим и валютная паника спадает. Так, за ноябрь 2014-го население купило у банков чуть менее 200 млн долларов (для сравнения, год назад эта сумма была в 10 раз больше).

А значит можно рассчитывать на стабилизацию цен на импорт, и их выравнивание в рамках однородных групп товаров (по крайней мере, столь хаотичного и бессистемного пересмотра ценников, как в 2014 году, опасаться точно не стоит). Помимо этого, в течение года Украина продолжит активно готовиться к имплементации условий экономической части Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. Это еще один из факторов для производителей и импортеров корректировать свою ценовую политику с оглядкой на требования ЕС и приход конкурентов из Европы.

Так что, пусть и придется, как воззвал действующий премьер Арсений Яценюк «затянуть пояса», но есть надежда, что с нынешнего года у нас появится больше стимулов и возможностей тратить деньги, а не складывать их в кубышку.

Темпы роста потребительских цен в Украине, %


* данные Госстата, по итогам указанного года декабрь к декабрю

Краткий итог: в 2015 году нас ждет

— стабилизация гривны и снижение темпов инфляции;

— выравнивание цен на пищевые продукты и товары массового спроса;

— постепенный рост реальных доходов населения;

— склонность к инвестированию накопленных сбережений, в том числе – изъятых в 2014 году из банковской системы и прочих активов. 

Павел Костицын