Украина вовлекалась в этот процесс не так быстро, но кризис многое поменял. Боязнь за свое будущее заставила многих людей осваивать дополнительную профессию, а девальвация национальной валюты резко увеличила популярность IT-специальностей.
Глава образовательного фонда BrainBasket Роман Хмиль считает, что кризис положительно повлияет на смену системы образования в Украине. К тому же, сейчас меняется и сама система образования: появляются онлайн-курсы, основываются hardware-лаборатории, IT-компании сами занимаются обучением будущих сотрудников.
AIN.UA проанализировал, что нового для IT-образования случилось в 2014 году.
Подъем онлайн-образования
Именно в 2014 году Coursera открыла первый в Украине учебный хаб – при помощи Bionic University на базе Киево-Могилянской академии. Он создан для того, чтобы слушатели онлайн-курсов самой популярной MOOC-платформы могли учиться вместе, а также обращаться за помощью к координаторам. Также в этом году на Coursera запустили платформу для волонтеров для перевода всех курсов на русский язык.
В 2014 году приятно удивили традиционные вузы, решившие наследовать примеру Coursera и запустить онлайн-версии своих популярных курсов, причем бесплатно. Первым среди крупных вузов стал КНУ им. Шевченко – еще в 2013 году вуз объявил о старте проекта «Университет онлайн». В этом году куратор проекта Иван Примаченко совместно с преподавателем КПИ Алексеем Молчановским запустили уже упомянутую платформу Prometheus. На ней есть и курсы по IT-тематике, а также предпринимательству и другим направлениям.
На Prometheus собраны бесплатные онлайн-курсы от преподавателей КПИ, Киево-Могилянской академии, КНУ им. Шевченко, Киевского университета им. Б. Гринченко, а сейчас открылась регистрация на курс по бизнес-аналитике от профессора Университета Торонто.
«Есть шанс, что в 2015 году вузы массово включатся в эту работу, а количество пользователей украинских массовых онлайн-курсов в 2015 году перевалит за 100 тысяч», – говорит Иван Примаченко.
Говоря о тенденциях в современном образовании, он отмечает, что именно в 2014 запущена первая серьезная инициатива по развитию смешанного обучения (blended learning) MOOCology. Правда, к идее «украинской курсеры» относится скептически: «Вряд ли на онлайн-обучении в нашей стране сейчас можно сделать деньги».
Гораздо перспективнее создание «украинского edX» – неприбыльной платформы, которая все заработанные средства тратит лишь на покрытие своих расходов и создание новых курсов. В условиях кризиса системы образования, а также грядущего сокращения бюджетирования этой отрасли, массовые открытые онлайн-курсы помогут сделать образование доступным каждому, вне зависимости от места жительства, благосостояния и возраста, считает эксперт.
Запустился и работает фонд BrainBasket
Фонд запустился в апреле этого года по инциативе нескольких крупных украинских компаний-разработчиков. Об этой инициативе в своем блоге написал даже Ричард Бренсон: «Длящийся конфликт в Украине очень беспокоит меня, но … с такими организациями, как BrainBasket, у Украины есть надежда».
Изначально идеей было создать фонд для поддержки развития IT-образования, к примеру, доработать учебные планы вузов, так чтобы они отвечали потребностям IT-рынка. В октябре фонд возглавил Роман Хмиль, который до этого работал COO Ciklum, а до этого – руководил GlobalLogic. В декабре фонд запустил сайт для будущих айтишников, где собраны ответы на вопросы: что такое информационные технологии, кто такие айтишники и как стать одним из них. Контент для сайта помогала делать команда крупнейшего украинского сообщества программистов DOU.ua.
Роман Хмиль рассказал, что сейчас BrainBasket работает с социальной программой Coding for Future – в ее рамках предоставляется бесплатное обучение основам тестирования программного обеспечения пострадавшим от военных действий на востоке Украины (участникам АТО и переселенцам).
«Преподаватели-волонтеры из индустрии работают в группах BrainBasket, компании-партнеры предоставляют помещения под классы и готовы трудоустраивать выпускников проекта», – рассказывает он.
Сейчас в Киеве по этой программе учится 55 человек. Справедливости ради, отметим, что это не единственная подобная инициатива (к примеру, летом ХНЭУ анонсировал схожий проект).
Bionic Hill закрылся, но остался университет
Этот проект изначально позиционировался как украинская версия Кремниевой долины. Но стройка инновационного парка затягивалась, начался кризис, и в результате девелоперская компания-инвестор решила заморозить проект, а его руководитель ушел в политику. Фактически, от идеи Bionic Hill осталась только образовательная составляющая – Bionic University, который работает на базе Киево-Могилянской академии и предлагает курсы по IT и предпринимательству. Недавно, кстати, университет совместно с MacPaw запустил учебную лабораторию iOS Dev Lab, где обучают Objective-C-программистов.
Множатся hardware-лаборатории
CTO Happy Farm Антон Карпенко уверен, что сейчас начался бум hardware-проектов (что подтверждается успехом многих украинских «железных» стартапов на Kickstarter). Этому способствует появление многочисленных hardware-воркспейсы, которые появляются и в Киеве, и по всей Украине. Уже несколько лет работает лаборатория академии ШАГ, где есть 3D-принтеры, дроны и прочие завораживающие современных гиков технологии. Здесь, к примеру, в последнее время работают над беспилотниками для АТО, а сейчас создают первый в Украине беспилотный автожир. Сюда приходят студенты, чтобы заниматься своими проектами, но лаборатория открыта для всех энтузиастов hardware. Но это не единственный подобный воркспейс.
В этом году, к примеру, лабораторию для хардверных проектов HackLab открыли в киевском Hackerspace.
Компании официально озвучивают требования к подготовке IT-специалистов
О том, что рынок недоволен качеством подготовки в государственных вузах, не упоминал только ленивый. Разработкой требований к подготовке айтишников занимаются многие ассоциации и общественные объединения, к примеру, недавно свою версию представил Совет по конкурентоспособности ИКТ. Это перечень документов по специальностям профессий программиста, руководителя IT-проектов, менеджера продуктов, специалиста по информационным системам, над которыми работали специалисты из нескольких крупных компаний-разработчиков (украинского GlobalLogic, «EPAM Украина», «1С Украина» и некоторых других).
Фактически эти документы – официальная позиция IT-компаний по поводу того, какие именно специалисты им нужны. Минобразования, по словам представителей Совета, поддерживает эту инициативу, и даже может рекомендовать вузам ориентироваться на эти документы.
Растет популярность самообучения
Оно безусловно стало одним из трендов года. Собственно, и успех онлайн-курсов, и коммерческих негосударственных инициатив обусловлен только тем, что есть достаточно людей, готовых обучаться самостоятельно.
«За границей студенты вузов не просто учатся, а «пашут как проклятые»… качество образования для них – это прямой эквивалент качеству жизни. А наши выпускники не связывают качество образования со своей дальнейшей жизнью», – отмечал ранее в интервью основатель академии ШАГ Дмитрий Корчевский.
Именно эта мотивация – получить полезные знания – и толкает многих людей на изучение непростых специальностей из сферы IT. И у многих получается. Именно так бывший медик смог победить в конкурсе для разработчиков от Facebook, а экономист – со временем работать над промосайтами для Heineken, Rolling Stone, Unilever.
«Лучший способ чему-то научиться – придумать для себя увлекательную задачу и учиться по мере ее выполнения, шаг за шагом», – советует программист-самоучка, автор opensource-библиотеки Leaflet Владимир Агафонкин.