Некреативный менеджер сломается, когда наступит кризис
А вы знали, что вкусная сдобная булочка с изюмом появилась в результате неприятной ситуации, в которой оказался булочник Иван Филиппов? Однажды чиновник Закревский вместе со свежей сдобой получил несвежего таракана. Филиппова в срочном порядке вызвали на ковер. Увидев усача в своем продукте, булочник без тени сомнения съел горемычное насекомое, заявив чиновнику, что это не таракан, а изюм! Булочника отпустили с миром с чиновничьих палат, и он, оказавшись в пекарне, скомандовал выпечь сотню булочек с изюмом, чтобы никто не заподозрил обман. С тех пор «фишкой» его пекарни стала именно булка с изюмом.
Эта история – наглядное доказательство важности наличия у менеджера смекалки, концептуального интеллекта, предприимчивости, изобретательности. Подсовывать клиентам тараканов вместо изюма мы все же не советуем. Все, чему должна научить вас эта история – смело смотреть на трудности и не опускать руки в поисках выхода из ситуации. Ведь что сделал бы в этом случае некреативный повар? Наверное, подал бы в отставку сам или уволил весь коллектив пекарни. Мир бы остался без булочек с изюмом, а люди без работы. Кризисная ситуация – это всегда возможность найти новые пути развития.
Некреативный менеджер не сможет собрать сильную команду
Лучшее, что может сделать хороший менеджер для своей команды – спровоцировать подчиненных на риск и ошеломляющий успех. В биографической книге о создателе Apple писатель Уолтер Айзексон называет Стива Джобса гением генерирования человеческого потенциала. Джобс не создавал ни iPhone, ни iPad. Джобс создал команду, которая разработала гаджеты, вошедшие в историю как лидеры продаж.
Джобс всю свою жизнь занимался тем, что искал правильных людей и направлял их способности в правильное русло. Одной из последних идей Стива Джобса стало создание для «эппловской» команды уникального офисного центра в виде летающей тарелки, строительство которого должно завершиться в 2016 году в Купертино. Здание не должно иметь сплошных стен и углов, что, как считал Джобс, должно послужить тому, чтобы люди из разных отделов и с разным складом ума постоянно наталкивались друг на друга, делились идеями, трудностями, проще говоря, общались между собой.
Вот что называется смотреть далеко в будущее. Креативный менеджер создает условия, в которых талантливые сотрудники будут создавать гениальные продукты, а некреативный менеджер будет изматывать самых стойких сотрудников, пока те не уйдут к кому-нибудь, похожему на Стива Джобса.
В нестандартной ситуации некреативный менеджер выбирает неправильное решение
Это проверенный факт. Когда все гладко, некреативный менеджер спокойно сидит в своем кресле. Компания звезд с неба не хватает, но и умирать не собирается. Ее держат на плаву благоприятные условия рынка. Но если экономика падает, рынок бушует, айсберги топят всех без разбора, некреативный менеджер теряется, паникует и либо бежит с корабля, либо пытается действовать старыми способами. Но старые весла в шторм неэффективны, сколько не греби.
Мы подошли к описанию главных «тупых углов» некреативного менеджера. Вот они:
1. Решение новых проблем устаревшими методами. Работа по накатанной – смертельный диагноз для современной компании, особенно в сфере IT. В то время когда нужно быть гибким, постоянно меняться, бизнес, возглавляемым слабым менеджером, будет стоять на месте. Такую неподвижную скалу с легкостью обойдут конкуренты, а дождь и ветер (и другие рыночные процессы) превратят ее в невзрачный холмик. Потому что первое правило бизнеса – меняться в лучшую сторону ежедневно.
2. Неспособность использовать опыт, навыки и знания команды для достижения целей бизнеса. Стереотипное мышление – худшее качество для менеджера. Вы это уже поняли. Только рассматривая предмет под нестандартным углом, можно прийти к неожиданному решению.
3. Стереотипное мышление не позволяет найти альтернативный вариант. В бизнесе не обойтись без «плана В», причем это касается всего: новых продуктов, старых финансовых проблем, налоговой нагрузки, дефицита квалифицированных сотрудников. Без творческого взгляда на вещи трудно увидеть альтернативу. Помните, как в компании Nike решили проблему воровства на фабриках в Азии? Когда компания стала терять каждую десятую произведенную пару обуви, было решено в срочном порядке обратиться к независимому специалисту. Он посоветовал простой и логичный способ пресечь воровство на корню – правый и левый кроссовки нужно производить в разных странах.
Так что если, если ваш менеджер виртуозно играет на балалайке или строит домики из зубочисток, он не странный, а креативный. И это значит, что однажды он сможет спасти вашу компанию.