Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал очередное ежегодное исследование, посвященное торговле оружием и военным снаряжением в 2013 году. В нем представлены данные о продажах 100 крупнейших компаний, производящих военную технику и продукцию двойного назначения.
Украина в рейтинге SIPRI представлена лишь одной компанией – Укроборонпромом. Она заняла 58-е место с продажами в 1,7 млрд долларов. По расчетам шведских специалистов, за год концерн увеличил выручку почти на 240 млн долларов. Это, однако, не позволило ему улучшить свои позиции в рейтинге, пишет ЛигаБизнесИнформ.
Причем даже эти показатели могут оказаться завышенными. «По моей информации, в прошлом году Укроборонпром наторговал на 1 млрд долларов, – рассказал экс-заместитель генерального директора концерна Максим Глущенко. – Вопрос в том, что именно учитывал SIPRI. Не исключено, что в его сумму включены и контракты, заключенные ранее, договоры на ремонт и обслуживание техники и агрегатов».
В нынешнем году экспортная выручка Укроборонпрома окажется еще ниже. По подсчетам Глущенко, доход от продажи техники за рубеж за девять месяцев 2014-го составил около 400 млн долларов. Сейчас предприятия концерна работают в основном для нужд украинской армии, что вполне объяснимо. При этом финансирование со стороны государства явно недостаточно: из бюджета на заводы, по данным Максима Глущенко, поступило всего 2-3 млрд грн и задолженность продолжает накапливаться.
По его мнению, в ближайшее время эту проблему предстоит решить, и есть всего три пути получить деньги. «Первый – возобновить экспорт, что в условиях военного времени нежелательно и недопустимо, – рассказывает эксперт. – Второй – финансировать заводы из бюджета, что также проблематично из-за пустой казны. И, наконец, третий – привлекать в ВПК инвесторов: или под госгарантии для реализации отдельных программ, или продавая часть акций оборонных предприятий».
В любом случае, учитывая фактическую приостановку экспорта и девальвацию гривны, даже государственные программы вряд ли позволят удержать выручку Укроборонпрома на прошлогоднем уровне.
Впрочем, снижаются объемы продаж и на мировом рынке, причем уже третий год подряд. В прошлом году падение составило 2%, в то время как в 2012-м доходы оружейников уменьшились на 3,9%.
Оборот 100 крупнейших легальных игроков отрасли в 2013 году составил 402 млрд долларов. Неизменными лидерами остаются американские и европейские компании. Но уже два года продажи западных военных корпораций снижаются. Так, американские компании потеряли 4,5% по сравнению с 2012-м, а европейцы – 0,9%. Шведские эксперты прогнозируют, что эта тенденция может сохраниться и в дальнейшем.
Основные причины сокращения продаж – завершение крупных военных операций в Афганистане и Ираке, бюджетный контроль расходов в США, активизация «новых производителей», в первую очередь – компаний из Юго-Западной Азии.
Зато резко растут продажи компаний военно-промышленного комплекса из «остального мира». В 2013 году Австралия, Израиль, Япония, Россия и Украина заняли 12,1% мирового рынка оружия, нарастив продажи на 9,2% по сравнению с 2012-м.
Но SIPRI отмечает не столько успехи этих стран, традиционно присутствующих в рейтингах мировых экспортеров оружия, сколько появление «новых лиц». Среди них производители оружия преимущественно из южного полушария: компании из Бразилии, Индии, Южной Кореи, Сингапура и Турции. Пока что они занимают скромные 3,6% мирового рынка оружия и военного снаряжения, но темпы роста демонстрируют впечатляющие. К примеру, в прошлом году продажи корейской компании Aerospace Industries выросли на 31%. Значительно нарастили оборот по «военке» и продукции двойного назначения бразильский Embraer и турецкий Aseslan. При этом основной упор они делают пока что на поставки внутри страны, но активно пытаются потеснить признанных лидеров и на мировом рынке.
Россия в топ-100 SIPRI находится давно и чувствует себя в нем более чем комфортно. Каждая седьмая компания из сотни – российская, их продажи с каждым годом увеличиваются. По сравнению с 2012-м в прошлом году россиянам удалось нарастить поставки вооружения за границу на 20%, а их суммарная выручка увеличилась до 31 млрд долларов.
Лидером по темпам роста стала корпорация «Тактическое ракетное вооружение», оборот которой вырос сразу на 118% (в 2013-м корпорация продала оружия на 2,23 млрд долларов). Впечатляют темпы роста Алмаз-Антея (34%, выручка более 8 млрд долларов, 12-е место в рейтинге топ-100) и Объединенной авиастроительной корпорации (20%, доход в 5,5 млрд долларов, 14-е место).
Но при этом основную часть своей продукции российские предприятия ВПК продают внутри страны. Резкий рост расходов на оборону, о котором неоднократно заявляло правительство РФ, приносит свои плоды. Скорее всего, российские компании продолжат расти и в будущем году: в бюджет-2015 Кремль заложил 3,3 триллиона рублей расходов на ВПК, увеличив финансирование сразу на 33% по сравнению с 2014-м. С другой стороны, учитывая рекордную девальвацию рубля (16 декабря курс достигал 80 руб/$ и 100 руб/евро), в долларовом эквиваленте выручка «оборонщиков» может даже снизиться.