Начальник аналитического департамента банка, входящего в группу крупнейших:

Каким бы ни был проблемный банк, его надо не закрывать, а поглощать с подробно прописанной процедурой объединения  и с последующим контролем над состоянием дел в объединенном банке и возможностью получения принимающим банком целевого кредитования для поддержания ликвидности, которое мог бы предоставлять НБУ на 3-5 лет с четким графиком их возврата. Это позволит сохранить для экономики те ресурсы, которые сейчас просто раздаются населению Фондом гарантирования вкладов за счет государственных средств и взносов самих банков. При таком механизме снизились бы потери юрлиц, исчезла бы паника среди населения, которое не знает, какой банк закроют следующим. Кроме того, удалось бы снизить репутационные риски всей банковской системы, что поспособствовало бы менее болезненной консолидации банковской системы.

Сейчас регулятор в лице первых лиц НБУ заявляет о том, что нам не нужно столько банков, о том, что по согласованию с МВФ, НБУ будет спасать только системные банки, без четких критериев этого понятия. Все это не добавляют оптимизма ни вкладчикам, ни юрлицам, ни банкам и вызывают атмосферу недоверия и неуверенности в будущем того или иного банка.  

Заместитель председателя правления среднего банка:

Регулятору надо находить иные способы поддержки рынка, нежели просто признание банков неплатежеспособными  и потом выведения их с рынка. Закрытие банков не должно быть основной задачей регулятора и временных администраций, а сейчас, к сожалению, создается ощущение, что НБУ до конца не осознает последствия такой политики истребления. И никакого оздоровления рынка при этом не происходит и не произойдет, так как средства клиентов — юридических лиц, зависшие в проблемных банках, и средства вкладчиков, с вкладами свыше 200 тысяч гривен — в основном становятся потерянными для экономики на долгие годы.

Надо решать вопрос о гарантиях для юридических лиц, аналогичных гарантиям для физических лиц. Кроме этого, необходимо сумму гарантированную физическим лицам повышать, так как по статистике, чтобы там не говорили скептики, основную погоду делают именно состоятельные вкладчики. Сейчас эти люди, являющиеся фактически единственными настоящими инвесторами в экономику Украины, просто напуганы волной банкротств банков и непродуманной, авантюрной девальвацией гривны, благодаря неквалифицированным действиям НБУ. Это приводит к психологии: «забрать и пусть лежит в ячейке до лучших времен».

В прессе прозвучали цифры, что на руках у населения уже скопилось более 40 миллиардов долларов. Эти деньги не работают на экономику страны.

Мы ходим по миру и говорим о том, что нам нужны кредиты. При этом получаемые кредиты, мы просто проедаем или отдаем ими предыдущие долги. Может пора уже понять, что обеспечив доверие населения и бизнеса к своей банковской системе, честно и ответственно с ними работая, мы сможем за счет внутреннего инвестора получить те необходимые средства, которые нам не готовы дать кредиторы? Поляки смогли поддержать свою банковскую систему и добились того, что местное население не забрало средства населения и сохранило таким образом свою банковскую систему. Разве украинцы хуже или менее патриотичные?

 

Советник председателя правления крупного банка: Основным секретом устойчивости любой банковской системы является доверие к ней людей и бизнеса. Есть хорошая немецкая поговорка: «Не все немцы верят в бога, но все верят в Дойче банк». Нашему руководству НБУ надо не банки закрывать пачками и с курсом эксперименты проводить, а доверие населения и бизнеса делами и ответственным подходом к делу возвращать.   

Для этого на первом этапе минимум необходимо:

— создать прозрачные условия поддержки регулятором всех банков ликвидностью в необходимых объемах, в том числе за счет возобновления работы межбанковского  рынка; упростить порядок оперативного слияния банков и обеспечить этот процесс целевыми платными ресурсами, а не продолжать волну банковских банкротств, бесполезных с точки зрения обеспечения стабильности банковской системы. Значительная часть проблемных сейчас банков — это банки, которые так или иначе, стали заложниками непродуманной девальвации гривны регулятором. Банкротство банка — это крайняя мера, а не политика очередной компанейщины, которую мы часто видели в советские времена. К чему это приводило, мы все помним.

— снять ограничения по валютным вкладам с параллельным запретом на досрочное снятие депозитов;

— ограничить хождение значительных наличных средств, путем введения ограничений по проведению расчетов в наличной форме по суммам свыше определенного порога. Сейчас регулятор делает шаги в этом направлении, но достаточно осторожные.

— увеличить возмещение вкладов как физическим лицам, так и ввести такое возмещение для юридических лиц в сумме до 500 тысяч гривен. При этом провести налоговую амнистию с обязательным зачислением таких средств на срок не менее  года на отдельных счетах в банках. Это приведет к появлению относительно долгосрочных ресурсов в системе и вернет к ней доверие.

— внести банковские вклады в драгоценных металлах в перечень средств, подлежащих компенсации вкладчикам в случае банкротства банков за счет средств Фонда гарантирования вкладов. 

Председатель правления банка, входящего в 4 группу по классификации НБУ:

Думаю, Нацбанку самое время заняться реальными проблемами банковского сектора. Сейчас важно поддержать тех, у кого еще есть шанс «выжить». Нужно прекратить топить и закрывать банки, только в угоду мифической концепции «свободного курсообразования и консолидации банковской системы», которая окончательно завалит рынок в воюющей стране! При наших условиях каждый новый закрытый банк лишь усугубляет ситуацию.

А что касается курсообразования, то тут пора приходить к варианту четко обозначенного валютного коридора, где регулятор должен выступать гарантом соблюдения этих границ и отвечать за их соблюдение в соответствии с возложенными на него законодательством функциями обеспечения стабильности национальной денежной единицы и стабильности банковского сектора экономики. Ведь ни для кого не секрет, что значительная часть неплатежеспособных и проблемных банков стала просто заложниками валютной и денежно-кредитной политики НБУ в этом году, которая привела к ситуации со значительной девальвацией гривны и паникой среди населения из-за этого.