Впереди планеты всей
Одним из самых важных вопросов для отечественной телеком-отрасли является развитие современных технологий. В то время, как уже новая власть никак не может запустить процедуру по выдаче лицензий на мобильную связь «третьего поколения» (3G), депутаты смотрят в будущее. В разделе «Регуляторная политика, развитие предпринимательства и обеспечение условий конкуренции» содержится пункт о четвертом и даже пятом поколении сотовой связи. Видимо, новоизбранные парламентарии вопрос с 3G считают решенным. По состоянию на вторую декаду ноября 2014 года финальный документ — Правила проведения конкурса по выдаче лицензий — находился на согласовании в Кабинете министров. Только после получения одобрения правительства Нацкомиссия по регулированию связи и информатизации сможет в течение 60 дней продать три лицензии на высокоскоростную мобильную связь .
Каким образом авторы коалиционного соглашения собираются способствовать запуску 4G и 5G в Украине, пока неясно. Если «четвертое поколение» сотовой связи в мире на слуху и активно развивается, то о следующем заявляют пока только производители оборудования, тестируя различные разработки в своих лабораториях.
Нужно ли министерство связи
Творцы коалиционного соглашения предложили создать единый центральный орган для определения политики в сфере информационно-коммуникационных технологий. Некоторые эксперты согласились с подобной инициативой. Подобные соображения высказывал ранее директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» Олег Проживальский, на заре украинской независимости возглавлявший профильные органы власти. По его словам, необходимо создать сильное ведомство, способное представлять и отстаивать интересы телекоммуникационной отрасли на правительственном уровне. В качестве примера он приводил опыт Южной Кореи, считающейся одним из самых развитых в технологическом плане государств мира.
Эксперт Александр Баранов, также работавший во властных телеком-структурах, считает необходимым создание министерства информационных технологий, в сферу ответственности которого входили бы информационное общество, информатизация, электронное правительство, электронный документооборот; технологическая база электронных административных услуг, электронного бизнеса, дистанционного образования, телемедицины и т.п.; национальная система электронных информационных ресурсов, технологическая часть информационной инфраструктуры (телекоммуникации, интернет, почтовая связь, информационно-аналитические компьютерные системы, система программирования), использование радиочастотного ресурса Украины, информационная безопасность в пределах компетенции. Таким образом Украина вместо ряда ведомств — Государственной службы по вопросам специальной связи и защиты информации, Министерства юстиции, Минэкономразвития, Минрегиона, Министерства инфраструктуры (в части их полномочий в информационной сфере) и Государственного агентства по вопросам электронного управления — получила бы единый орган исполнительной власти.
По словам Александра Баранова, функцию реализации государственной политики в части регулирования рынков в информационной сфере следует возложить на комиссии регулирования. В том, что Национальную комиссию регулирования связи и информатизации необходимо усилить для эффективного управления отраслью, убежден и президент компании Internet Invest и член правления Интернет Ассоциации Украины Александр Ольшанский. Однако он высказался против создания еще одного министерства. По его мнению, достаточно будет наделить соответствующими полномочиями НКРСИ.
Что делать в интернете и с интернетом
В рамках «обновления власти и антикоррупционной реформы» творцы коалиционного соглашения задумали по максимуму интернетизировать коррупционно опасные сферы государственной деятельности. По их замыслу, необходимо перевести всю базу земельного кадастра в интернет и обеспечить к ней свободный интернет-доступ. Госзакупки нужно также сделать прозрачными и проводить в онлайне, убеждены потенциальные участники намечающейся коалиции.
Широкополосным доступом в интернет должны будут охвачены медицинские учреждения, все учебные заведения, библиотеки и книг
охранилища. Однако никакой конкретики ни по одному из перечисленных пунктов в проекте коалиционного соглашения не содержится. Документ содержит слишком общие формулировки и не указывает ни на временные рамки, когда декларации должны воплотиться в жизнь, ни на источники и способы реализации.
Противостояние «телевизионным войскам» РФ
Новоизбранные народные избранники включили в коалиционное соглашение и пункты по защите информационного пространства. Этому должны способствовать создание сети иностранного вещания, а также запуск общественного телевидения и радио. Государственный комитет телевидения и радиовещания уже подготовил проект новой Доктрины информационной безопасности. Ряд ее пунктов направлены на решение части задач, озвученных депутатами. Директор департамента информационной политики Госкомтелерадио Богдан Червак заявил, что представляемое им ведомство ведет активную работу по общественному и иновещанию. В ближайшем будущем Госкомтелерадио планирует закончить подготовку стратегии развития отечественного информационного пространства, сообщил Богдан Червак.