Правительство Украины выпустило военные облигации. Внутренний спрос на эти патриотические, но низкодоходные инструменты (7% годовых) предсказуемо оказался скромным, сообщает Forbes Украина. Но почему бы ни прислушаться к рекомендациям Всемирного банка и других международных организаций и не выпустить облигации для патриотов не внутри страны, а за рубежом?

Израиль, Индия и ряд других развивающихся стран уже используют так называемые диаспорные облигации для финансирования инфраструктуры (в частности, образования и здравоохранения )и даже дефицита платежного баланса. С 1951 года еврейские диаспоры США и Канады проинвестировали в ценные бумаги Израиля свыше $32 млрд, а индийская диаспора c 1991-го – более $11 млрд в облигации Индии.

Преимуществ у таких бумаг много. Во‑первых, они продаются по более высокой, «патриотичной», цене в отличие от коммерческих инструментов со схожим уровнем рисков. Во‑вторых, чувство патриотизма менее подвержено колебаниям, чем мировые финансовые рынки. В‑третьих, относительно небольшой элемент патриотической благотворительности в комбинации с обещанием будущих выплат может привлечь больше ресурсов, нежели филантропия. Кроме того, успешное развитие этого рынка окажет положительное влияние на суверенный кредитный рейтинг страны. В 2009 году рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Fitch мотивировали свое решение подтвердить высокий рейтинг Израиля, в частности, успешностью диаспорных облигаций.

Израиль регулярно предлагает инвесторам из диаспоры богатое меню облигаций, отличающихся номиналами, сроками, условиями выплаты купонов и основной суммы заимствования. Индия продает облигации гораздо реже, поскольку использует ресурсы диаспоры в основном для покрытия временных дефицитов платежного баланса. Маркетинговые стратегии этих стран также отличаются: израильские облигации нацелены на еврейскую диаспору, но не ограничены лишь ею; индийские могут купить исключительно инвесторы, имеющие индийские корни.

Какие перспективы у Украины? Исследователи Всемирного банка Сухас Кеткар и Дилип Рата утверждают, что наиболее вероятными инвесторами в эти инструменты являются высококвалифицированные мигранты в богатых государствах. Согласно их расчетам, среди развивающихся стран Украина занимает пятое место в мире по общему количеству официальных мигрантов и десятое  – по количеству высококвалифицированных мигрантов. Индия  – на третьем и втором местах соответственно.

Другой индикативный показатель  – объем частных денежных переводов из‑за границы. В 2013 году эта цифра для Украины составила $8,5 млрд по данным НБУ. По этому показателю страна входит в мировой топ‑10.

Кроме Израиля и Индии, облигации для своих диаспор выпустили еще в дюжине стран, в том числе в Непале, Шри‑Ланке, Эфиопии, Кении, Гане и Филиппинах. Исследователи утверждают, что хотя и не существует единого рецепта успешности этого инструмента, несколько факторов являются особо важными. Прежде всего, обязательны активные программы развития связей с диаспорой. Также важно, что уровень вовлеченности диаспор значительно увеличивается в ответ на кризисные события  – стихийные бедствия и войны. Заметьте: именно такие факторы отпугивают обычных инвесторов.

Несмотря на привлекательность, у диаспорных облигаций мизерная доля на мировых финансовых рынках. Одна из причин  – ограниченная осведомленность о подобных инструментах и сложности с их размещением. Выпуск таких ценных бумаг требует тщательного планирования. Диаспорные бонды не могут решить все проблемы в странах, ищущих альтернативные источники финансирования. Но эти инструменты могут стать привлекательным механизмом инвестиций для мигрантов, жела­ющих внести вклад в развитие исторической родины.