По его словам, на сегодняшний день вопросы по выделению рефинансирования вызывают не столько объемы или банки, которые получают помощь регулятора, сколько непрозрачность процедуры такого выделения, а также фактическая бесконтрольность использования этих средств.
«Сделав информацию о выделенном рефинансировании публичной хотя бы в ежеквартальном разрезе, мы получим существенный эффект. В сопоставлении с текущей ситуацией в банке (оттоком депозитов, ростом резервов под проблемные кредиты и т. д.) объемы и целесообразность выделенного рефинансирования — если банк в нем действительно нуждается — уже не будут вызывать много вопросов. Если же речь идет о коррупционных схемах, тогда необоснованность поддержки того или иного учреждения тоже будет очевидной на основании публичных цифр», — говорит В. Клименко.
По мнению банкира, сегодняшний механизм кураторов НБУ является эффективным инструментом отслеживания эффективности использования рефинансирования для банков и регулятора. Однако население оказалось информационно не готовым к такому шагу Нацбанка.
«Воспринимается, что куратор — это предвестник временной администрации. Хотя на самом деле речь идет просто о контроле над использованием выделенных средств и сдерживанием их попадания, например, на валютный рынок. Чтобы нивелировать негативные ожидания населения, которое с двойной силой бежит забирать деньги из банков с куратором, необходимо сделать последних публичными лицами. Если в банке все в порядке и Нацбанк готов это подтвердить, кураторы с определенной периодичностью должны выходить с этими посылами на рынок», — считает В. Клименко.