«Но основной момент, это внедрение понятия «электронная сделка», которая приравнена к письменному соглашению.Такой электронный договор может быть заключен путем регистрации на сайте и идентификации пользователя через смс или email, а также путем простого обмена электронными почтовыми сообщениями», — объясняет юрист и координатор ИТ-практики юридической фирмы «Саенко Харенко» Никита Полатайко.
Проще говоря, закон предоставляет правовой статус электронным документам с аналогом цифровой подписи и делает легитимным использование одноразовых идентификаторов (смс-кодов и так далее) для подтверждения сделки. Это даст покупателям новый инструментарий для отстаивания своих прав в случае споров с недобросовестными продавцами.
Еще одно новшество — доступ к информации о покупателях. «Сам факт регистрации покупателя в информационной системе интернет-магазина будет означать согласие на использование и обработку персональных данных», — разъясняет операционный директор компании Topmall Евгений Ганжа.
Насколько это позитивно — сказать сложно. С одной стороны потенциальный клиент будет тратить меньше времени на регистрацию, введение различной информации. С другой, в условиях низкой защищенности персональных данных, такая либерализация не совсем целесообразна. Это же касается нормы, которая позволяет отправлять рекламные сообщения пользователю без его согласия (при условии возможности отписаться от рассылок). «Это расширяет возможности бизнеса рассказать онлайн-аудитории о себе, но может увеличить количество спама», — считает Евгений Ганжа.
В то же время, данный законопроект оставляет открытым вопрос ответственности интернет-торговцев. «Так, обязательства раскрывать на сайте информацию о продавце были и раньше установлены законом «О защите прав потребителей» под угрозой немалого штрафа, но это требование многими успешно игнорируется», — приводит пример Никита Полатайко.
Кроме того, далеко не все представители IT-рынка видят в смысл в таком детальном понятийном аппарате, которым наполнен законопроект.
«Все эти термины обречены на быстрое устаревание. Законы меняются медленнее, чем мир идет вперед, а эти понятия пытаются описать явления в самом авангарде. Мне это кажется подозрительным, ведь в прошлом такие формулировки приводили к тому, что госорганы могли трактовать их по своему, а физлица, по-своему. И все сводилось к тому, работает ли в нашей стране суд и презумпция невиновности или нет», — рассуждает создатель онлайн-сервиса Zakaz.ua Егор Анчишкин.
Тем не менее, авторы документа уверяют, что они уже получили значительное количество предложений по доработке текста законопроекта, и ко второму чтению он в любом случае будет дорабатываться с учетом пожеланий профильных ассоциации и государственных структур.
«В частности, по результатам рассмотрения полученных предложений планируется более четко определить сферу действия закона, уточнить перечень сделок, в которых этот закон не будет применяться. Проект закона планируется дополнить положением, определяющим момент исполнения обязанности продавца (поставщика) по электронной сделке. Также из статьи 3 запланировано исключить термины «электронный банкинг», «электронное движение капитала», а также «организатор электронной торговли» в связи с отсутствием норм, непосредственно использующих эти категории», — рассказала «Минфину» депутат Ольга Белькова, которая участвовала в разработке законопроекта.
Также законодатели намерены доработать понятие «интернет-магазин» в части его четкого определения с правовой точки зрения. «Главной целью было повысить доверие граждан к сделкам, заключенным в электронной форме, а также закрепить понимание того, что электронная форма ничем не отличается от письменной. Кроме того, принятие данного закона ожидают инвесторы, поскольку сейчас инвестирование в ІТ-индустрию является рискованным в связи с недостаточным законодательным регулированием», — резюмирует Ольга Белькова.
Основные новации закона «Об электронной коммерции»:
1. расширение понятийного аппарата и законодательное закрепление целого перечня терминов, связанных с интернет-бизнесом;
2. приравнивание «электронных сделок» к стандартным договорам купли-продажи;
3. использование одноразовых идентификаторов (смс-кодов, email-сообщений) для подтверждения сделок;
4. легитимизация рекламных рассылок без согласия пользователей;
5. упрощение доступа к персональным данным покупателей и клиентов интернет-магазинов.
Павел Косицын