Напомним, что последний раз стоимость ОСАГО менялась еще в сентябре 2010 года. Тогда базовый тариф, лежащий в основе цены полиса ГО, снизился с 291,49 гривен до 180 гривен. В то же время, расширился «коридор» так называемых «корректирующих коэффициентов». Кроме того выросла ответственность СК за убытки: с 25 тыс гривен до 50 тыс гривен за ущерб имуществу и с 51 тыс гривен до 100 тыс гривен за ущерб, причиненный здоровью. В итоге, для автовладельцев стоимость полисов выросла в 2-3 раза в зависимости от типа транспортного средства, территории и сферы его использования, стажа вождения.
Нынешние изменения, на первый взгляд, менее глобальны, и направлены в первую очередь на борьбу с демпингом, который стал настоящей «болью» рынка ОСАГО. Однако они приводят к очередному удорожанию полисов «автогражданки».
Так, для страховщиков меняется порядок отчислений в так называемый Фонд защиты потерпевших, который аккумулирует средства для нетипичных выплат (например, когда ущерб возмещает не страховая компания, а МТСБУ).
«Фонд защиты потерпевших необходим, чтобы платить, в том числе, и по обязательствам обанкротившихся страховщиков. Демпингуя, страховые компании подвергают риску автолюбителей, ведь в один прекрасный день они могут остаться без выплаты из-за того, что у страховщика просто не было денег на нормальное резервирование. Поэтому вполне честно, что те, кто готов снижать цену, будут делать дополнительные взносы», — отмечает начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко.
Отныне страховые компании будут перечислять в этот фонд средства в зависимости от количества договоров ОСАГО, которые были заключены с занижением базового платежа или корректирующих коэффициентов. Проще говоря, чем сильнее демпингует страховщик — тем больше он платит взносы. Размер таких отчислений может достигать 15-20% от суммы всех платежей по «автогражданке».
Второе важное изменение, которое касается автовладельцев напрямую -изменение размера корректирующих коэффициентов. Речь идет окоэффициенте К2, значение которого зависит от места регистрации транспортного средства; коэффициенте К3 (сферы использования транспортного средства) и К4 (водительский стаж).Координационный совет МТСБУ принял решение, что теперь значение К2 будет фиксированным, а не в рамках некоей вилки как это было раньше. Это же касается отдельных значений К3 и К4 (см.таблицу). Также изменится коэффициент «бонус-малус» — это уровень скидки или надбавки клиентам в зависимости от истории их страхования. Например, если застрахованный несколько лет не имел ДТП по своей вине, он мог рассчитывать на вполне законную скидку по ОСАГО до 50%. Если же часто становился виновником аварий — страховщик был вправе увеличить тариф почти в 2,5 раза. Теперь же значение «бонуса-малуса» также будет фиксированным.
«Раньше некоторые страховщики предлагали клиентам максимальную скидку по «бонусу-малусу», не принимая во внимание реальную убыточность клиента. Это создавало нечестную конкуренцию, ведь не секрет, что многие страхователи по-прежнему ищут полисы подешевле, оставляя без внимания надежность СК», — объясняет Александр Яременко.
Представители страхового рынка уверяют, что пересмотр цены — вынужденная и необходимая мера.
«Рынок достиг того предела, после которого «автогражданка» стала убыточной для всех. Даже при условии, что компания платит вменяемые комиссионные не более 20%. А ведь очень многие страховщики продолжают платить и 40%, и 50% агентам. И в условиях, когда объем убытков только растет, все большее количество компаний будут сталкиваться с трудностями. Поэтому тарифы нужно было срочно пересматривать», — считает Андрей Перетяжко.
Помимо этого, ситуацию в сегменте ОСАГО усугубляет девальвация, и, как следствие, увеличение сумм страховых выплат, которые несут на своих плечах страховые компании, получая платежи по прежним тарифам. «Мы уже констатируем повышение стоимости восстановительного ремонта автомобилей, поврежденных в ДТП, по которым выплачивается возмещение», — отмечает директор центра страхования транспортных рисков СК «ПРОВИДНА» Юлия Очеретяна.
Новые тарифы по полисам «автогражданки», согласно решению коордсовета МТСБУ, вступают в силу с 1 июня 2014 года
Размер отчислений страховых компаний в Фонд защиты потерпевших
Доля договоров в отчетном периоде (месяце), заключенных с пониженными значениями базового страхового платежа и/или корректирующих коэффициентов | Размер отчислений от начисленных страховых премий по всем договорам за отчетный месяц |
до 10% (включительно) | 3% |
от 10% до 15% (включительно) | 10% |
от 15% до 20% (включительно) | 15% |
свыше 20% | 20% |
Новые размеры коэффициентов К2, К3, К4 и «бонус-малус»
К2 — место регистрации транспортного средства | Станет с 1 июня 2014 года | Было до 1 июня 2014 года |
1) Киев | 4,2 | 3,2-4,8 |
2) Борисполь, Боярка, Бровары, Ирпень, Васильков, Вишневое, Вышгород | 2,2 | 1-2,5 |
3) Одесса, Харьков | 3 | 2,3-3,5 |
4) Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Кривой Рог, Львов | 2,3 | 1,8-2,8
|
5) города с населением 500-100 тыс человек | 1,7 | 1,3-2,5 |
6) другие населенные пункты Украины | 1,3 | 1-1,6 |
7) для транспортных средств, зарегистрированных в других странах | 2,6 | 2-4 |
К3 — Сфера использования транспортного средства | Станет с 1 июня 2014 года | Было до 1 июня 2014 года |
1) легковой автомобиль (кроме такси), мотоцикл, мотороллер, который используется физическим лицом | 1 | 1 |
2) легковой автомобиль (кроме такси), мотоцикл, мотороллер, который используется юридическим лицом | 1,1 | 1,1-1,4 |
3) грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым и легковым автомобилям | 1 | 1 |
4) легковой автомобиль или автобус с количеством посадочных мест до 20, который используется физическим лицом для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования или для оказания услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси | 1,3 | 1,0-1,4 |
5) легковой автомобиль или автобус с количеством посадочных мест до 20, который используется юридическим лицом для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования или для оказания услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси | 1,5 |
1,1-1,5
|
К4 — Водительский стаж лиц, допущенных к управлению транспортным средством | Станет с 1 июня 2014 года | Было до 1 июня 2014 года |
1) независимо от водительского стажа (для страхователей — физических лиц, в том числе если водительский стаж страхователя — физического лица менее 3 лет) | 1,35 | 1,27-1,76 |
2) 3 года и более (для страхователей — физических лиц) | 1,35 | 1-1,76 |
3) для юридических лиц | 1,2 | 1,2 |
Коэффициент «бонус-малус» | 0,8 | 0,5-2,45 |
Павел Косицын