«Создается впечатление, что у власти цель — быстрое, однократное наполнение бюджета. Возможно, это связано с необходимостью финансово обеспечить предстоящие выборы. Возможно, одноразово это и сработает. Хотя предполагать, что моментально с принятием закона деньги потекут в бюджет — непрофессионально», — уверен управляющий партнер юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Алексеев.
По его словам, данный закон принимался со ссылкой на европейские нормы, но это не вполне корректно, потому что законодательство Европы опирается на вековые традиции. Европа давно богата, там давно зарабатывают, давно в бизнесе. Сергей Алексеев не согласен с тем, что на стадии становления вводятся убийственные для экономики изменения в налогообложение. Он считает, что, придя к власти «на революционной волне», не стоит принимать поспешные решения.
«У нас бизнесмен идет заниматься предпринимательством как на войну. Ты можешь лишиться свободы, жизни, денег, всего — у нас очень тяжело заниматься бизнесом. И при этом загонять предпринимателей в такие рамки — это просто недопустимо. Да, можно было вступить в какой-то диалог с Европой, с МВФ, как-то менять законодательство, но постепенно. Если какой-то налог увеличивается, где-то бремя ослабить. К примеру, у нас огромные затраты на зарплатный фонд. Чтобы начислить сегодня зарплату сотруднику, надо 45% от этой зарплаты отдать в бюджет. Если вы тут поднимаете налог — там немного либерализируйте, снизьте, введите в зависимости от уровня заработной платы какую-то шкалу налогообложения. Ведь МВФ не требует оставлять налоговые ставки на прежнем уровне. Однако законодатель не пошел по этому пути, потому что необходимо ежесекундно наполнять бюджет», — говорит Сергей Алексеев.
По его мнению, в первую очередь необходимо провести амнистию капитала, вывести его из тени, вернуть доверие населения и бизнесменов к государству. Далее — улучшить условия налогообложения для иностранного капитала, для инвесторов вообще, что также позволило бы значительно наполнить бюджет.
Управляющий партнер юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Боярчуков тоже считает преждевременным принятие подобного закона в Украине. Он уверен, что закон «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста» как следует не проработан.
«Например, введение обязанности уплаты соответствующего сбора для физических лиц-землевладельцев, участки которых превышают нормы бесплатного выделения и добыча пресных вод которых составляет более 13 кубометров в месяц. Как в колодце воду измерить? Установить счетчик опускания ведра? Или посадить специального человека, который будет считать?», — задается вопросом Сергей Боярчуков.
По его мнению, также вызывает сомнения норма, повышающая ставки налога за использование радиочастот. Операторы сотовой связи вынуждены будут повысить стоимость услуг связи. А ведь мобильные телефоны — давно уже не предмет роскоши. Ими пользуются и пенсионеры, и дети. Так что за повышение этого налога будут расплачиваться конечные потребители — граждане Украины.
«Я думаю, что главный эффект, к которому приведет этот закон — бизнес опять начнет уходить в тень. Огромные потери на налогах, которые предлагают бизнесу по новому закону, я думаю, обязательно приведут к образованию каких-то новых «площадок», которые будут пытаться занимать нишу старых», — считает управляющий партнер юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Боярчуков.
Обычные украинцы пока не почувствовали изменений налогового бремени. Многие увидят эти перемены через месяц-два или в апреле следующего года, когда будут заполнять налоговые декларации. Бизнес же все это прочувствует, конечно, значительно раньше. И надо помнить, что все налоги берутся из кармана конечного потребителя.
«Я могу сказать тенденциозно, что происходит в бизнесе. Мы все-таки — юридическая компания и видим, что сейчас в крупном бизнесе сделки остановились, платежи остановились, у людей на счету какая-то гривневая масса, которая тает как мороженое на солнце. Любое движение сейчас замерло», — резюмирует партнер юркомпании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Алексеев.