Партнер международной юридической фирмы Baker&МcKenzie Игорь Олехов:
Прежде всего стоит рассмотреть тему правовых аспектов политической и экономической ситуации, которые возникли в Украине. Естественно, что кризис всегда напрягает банковскую и правовую системы. Поэтому наиболее интересующий на данный момент вопрос — это правовое регулирование. В частности, Национальный банк Украины игнорирует положение закона, и выдает постановления без подтверждения Министерства юстиции.
Что касается Крыма, то с правовой точки зрения Российская Федерация нарушила все возможные принципы международного права, и не смотря ни на что, аннексировала Крым. Вследствие этого возник правовой вакуум. В Украине появился законопроект о режиме оккупированной территории, согласно которому банкам осуществлять действия на территории Крыма становится невозможным. Так как эта деятельность подлежит лицензированию и ее осуществлять на территории Крыма нельзя. Неизвестно, что делать в этой ситуации. Российская Федерация приняла своё законодательство, которое якобы позволяет банкам существовать до 1 января 2015 года, и не получать специальное разрешение. Однако, на каких основаниях украинскому банку обращаться к российскому регулятору непонятно, так как украинский банк не может обращаться к другому регулятору по закону.
Мы также получали множество обращений от клиентов по поводу обеспечения и контрактов, которые есть в Крыму, ответы на которые отсутствуют, так как у нас накладывается действие двух правовых систем. Возник вопрос по поводу применения санкций к различным физическим и юридическим лицам России.
Директор юридического департамента Пиреус Банка Максим Гринченко:
Ситуация, которая возникла в Крыму имеет большое количество тонкостей. И принимая любое решение банку необходимо так или иначе учитывать политические аспекты. Есть позиция государства Украина, резидентами которого мы являемся, по отношению к тем событиям, которые произошли. Все понимают, что, по крайней мере, юридически украинский банк работать в Крыму вообще не может. Если мы понимаем, что это территория России, то мы должны иметь разрешение Центрального банка РФ. Если мы считаем, что это территория Украины, то на каком основании мы вообще должны туда обращаться? Фактически, если мы будем следовать распоряжениям банка России, мы однозначно будем нарушать большое количество законодательных актов Украины. Поэтому все эти вопросы в нормальных условиях регулируются совершенно по-другому.
Пиреус Банк, так как он является греческим банком, еще не определился, как он будет действовать в этой ситуации, учитывая то, что Греция на голосовании ООН поддержала Украину. Другие иностранные банки, я думаю, также будут принимать во внимание этот вопрос. Если брать практические аспекты, большинство банков приняло решение уходить. Соответственно большинство банков Украины, наш в том числе, отказываются комментировать подобные ситуации, так как ждут решения Национального банка, ведь он является регулятором. Учитывая сложившуюся ситуацию и то, что Национальный банк был осведомлен о позиции украинских властей, решение нужно было принять уже давно. Главной задачей при принятии решения остается урегулирования процессов регистрации и защиты граждан. И принимать решения нужно в кратчайшие сроки, так как потом может не быть совсем непонятно, что делать с активами и людьми. Что касается отделений, то сейчас мы их закрываем. Так же известно, что банки, которые являются дочерними компаниями российских банков тоже закрывают отделения, которые уже реструктурируются под российские банки.
Четкого представления о дальнейших событиях мы дать не можем. Сейчас мы заинтересованы в сохранении наших сотрудников и документации. И еще больше нас заботит сохранении нашей базы клиентов. Поэтому мы предлагаем проводить все банковские операции на материковой части Украины. Интересным фактом является то, что большинство клиентов относятся с пониманием к подобным решениям. Они заинтересованы в лояльном отношении к банку, так как сами не понимают, что будет происходить в Крыму. И несмотря на то, что Крым сейчас переходит на рубль, многие хотят сохранить свои депозиты в гривне. Это вполне нормальная ситуация, и для поддержания ее необходима постоянная связь с клиентами.
Руководитель управления финансового мониторинга Укрсиббанка Александр Демьяненко:
Тот политический кризис, с которым сейчас столкнулась Украина и вся банковская система, усугубляется тем, что нет активной регуляторной позиции Национального банка. На сегодняшний день банки вынуждены сами принимать волевые решения. От Национального банка хотелось бы получить объемные инструкции о том, как быть в сложившийся ситуации и, возможно, какие-либо постановления.
Что касается перспективы сотрудничества с Крымом, как с бизнес направлением, Национальный банк дал однозначный ответ, что возможности для ведения бизнеса в Крыму он не видит, и банки должны своими силами решать вопрос закрытия бизнеса в Крыму. Если брать международные банки, то я уверен, что продолжать деятельность в Крыму они тоже не могут. В перспективе это может привести к наложением санкций на всю группу, а не только на украинские дочки. Российские банки, так как они являются представителями российского капитала, исповедуют тот же подход. Их крымские отделения выводятся на новые предприятия, чтобы не бросать тень на всю группу.
Роман Летов