Дорогой импорт
По оценкам аналитика агентства Gfk Ukraine Андрея Осадчего, около 90 % товаров из категории бытовой техники и электроники изготовляется за рубежом. Импортеры производят расчеты за товар в валюте, и цены в магазинах также растут. «Исключение составляют только цены на акционные позиции в розничных сетях, поскольку они были оглашены в условиях акций», — рассказывает продакт-менеджер представительства компании ASUS в Украине Игорь Тарабров.
Сегодня изменение курса привело к увеличению стоимости продукции ASUS для конечного пользователя на 25‑30 %. «Это несколько меньше, чем рост курса, поскольку из‑за снижения общих продаж дистрибьюторы и продавцы стараются очистить склады и снижают отпускные цены», — объясняет Тарабров.
«То небольшое количество техники, которая сейчас есть на складах, «зашло» в гривне. Но за новые поступления мы уже платим в долларах, соответственно, и цена этих устройств будет выше», — добавляет президент компании Diawest Анатолий Балюк. Но на складах, по его словам, практически ничего не осталось.
От пропорционального курсу доллара повышения цен отказывается и торговая сеть «Алло». «Мы понимаем, что если резко повысить цены, продажи упадут до критического уровня», — объясняет руководитель «Алло» Валерий Золотухин.
Масштабы бедствия
Основатель интернет-магазина Fotos.ua Дмитрий Покотило рассказывает, что покупательский спрос на товары в его магазине упал по всем категориям, кроме оружия (в ассортименте Fotos.ua есть пневматические винтовки и пистолеты). Руководитель магазина Repka.ua Дмитрий Латанский также отметил снижение продаж в деньгах на 30‑40 %. Аналогичная тенденция наблюдается и в оффлайн-ритейле, уверяет Балюк.
Валерий Золотухин рассказывает, что выручка его магазинов уменьшилась в перерасчете на доллары, но в национальной валюте осталась прежней. Покупатели не стали тратить меньше, просто покупки стали скромнее, объясняет он.
«Человек, который планировал потратить 6 тыс. грн на покупку смартфона, и сейчас это сделает. Просто это уже будет не «навороченный» смартфон, а что‑то более простое», — рассказывает он.
«Пользователи, желающие приобрести компьютер или ноутбук, будут покупать менее функциональную модель, но за те же деньги, которые планировали потратить на более качественное устройство», — добавляет Балюк.
Впрочем, PR-менеджер сети «Цитрус» Андрей Крень рассказывает, что продажи товаров в премиум-сегменте (от 6 тыс. грн) страдают меньше всего. Наибольшее падение спроса ощущается в среднем (2‑4 тыс. грн) и низком (до 2 тыс. грн) ценовых сегментах.
Продавцы тоже экономят
Продавцам бытовой техники и электроники тоже приходится экономить, рассказывает Балюк: «На данный момент мы не имеем возможности открывать новые магазины. Наоборот, закрываем их там, где не удалось договориться о снижении арендной платы за помещение». Так, Diawest был вынужден закрыть по одному магазину во Львове, Ровно и Краматорске. Для большинства других магазинов компания добилась уменьшения арендной платы. По словам представителя «Цитруса», ранее компания планировала расширять штат, но теперь от этих планов пришлось отказаться.
Игорь Филипповский, Виктория Власенко