Как отмечается, закрывать эту дырку формально помогла девальвация — за счет курсовых разниц портфель валютных вкладов банков увеличился почти на 40 млрд грн, а также Нацбанк своим рефинансированием, составившим уже почти 50 млрд грн.
«Отток продолжается, но уже существенно замедлился. В последние месяцы вкладчиками двигало некое чувство непонимания, что будет дальше. Они оперировали словами «мораторий», «ликвидация» и т.д., на которые накладывались проблемы курса и Крыма. Однако сейчас политическая ситуация стабилизируется, утихают волнения относительно возможной войны с Россией», — говорит заместитель председателя правления «Ощадбанка» Антон Тютюн.
Почти равномерный отток как гривневых, так и валютных депозитов объясняется тем, что вкладчиков беспокоит не столько обменный курс, сколько стабильность банковской системы в целом.
«Люди просто стремятся забрать деньги из банка, не обращая внимания ни на валюту вклада, ни на репутацию банка», — объяснил начальник анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб.
Введенные НБУ ограничения на снятие валюты даже с текущих счетов в пределах 15 000 грн в день ускорили отток валютных депозитов. «Те, кто имеет большие вклады, приняли для себя решение выходить из банков, а возможно, и с территории Украины. Отсюда большие оттоки», — отметил старший советник «Альфа-Банка» Роман Шпек.
По наблюдениям зампреда «Фидобанка» Александра Соболева, отток начался еще в ноябре-декабре. В январе было затишье, связанное с длинными каникулами. «Достаточно массовый отток наблюдался в феврале. Но уже к концу марта ситуация изменилась. Мы фиксируем не только снижение оттока, но еще и рост новых депозитов, которые перекрывают чьи-то изъятия, и деньги начинают возвращаться. Есть много экспертных оценок, согласно которым к маю большая часть испуганных клиентов вернет свои средства в банковскую систему», — заявил Соболев.