Рейсы сокращаются
Одной из причин уменьшения числа авиаперевозок является прекращение полетов по направлению Киев-Симферополь. После оккупации Крыма Госавиаслужба распространила извещение о том, что аэропорт Симферополя не может принимать и отправлять самолеты (см. интервью на стр. 13). Перебои при выполнении рейсов украинскими авиакомпаниями — «Международными авиалиниями Украины» и Yanair — наблюдались в начале марта. А уже через две недели они перестали летать на полуостров. МАУ прекратила полеты до 29 апреля, а Yanair — до 30 апреля, говорится в официальных сообщениях перевозчиков. Приобрести у этих авиакомпаний билеты на майские рейсы из Киева в Симферополь сейчас невозможно.на 18 % за март 2014 г. упали, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, внутренние авиаперевозки
На других внутренних направлениях также произошли изменения. Например, авиакомпания «ЮТэйр-Украина» в марте сократила частоту полетов с 21 до 17 рейсов в неделю на линии Киев-Донецк и с 6 до 3 — на Киев-Харьков и Киев-Луганск. С 30 марта авиакомпания временно — на период летней навигации — приостановила выполнение рейсов в Харьков и Луганск. Помимо этого, в декабре прошлого года полеты приостановил авиаперевозчик Air Onix.
Дорогие билеты
Большая часть пассажиров внутренних рейсов — представители бизнеса, говорит заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный. Он добавляет, что эта категория потребителей первой реагирует на ухудшение политической и экономической ситуации в стране. Катерный отмечает, что компенсировать потерю пассажиропотока можно за счет туристов. Но сейчас сделать это практически невозможно, поскольку авиакомпании не могут снизить стоимость перелетов. Именно цена билета играет самую важную роль при выборе транспорта для путешествия.
Низкий спрос на внутренние перелеты обусловлен высокой ценой авиабилетов, подтверждает начальник коммерческой службы международного аэропорта «Харьков» Владислав Ильин. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий также считает, что развитию внутриукраинских авиаперевозок мешает высокая себестоимость таких полетов. Кроме того, серьезную конкуренцию создают железнодорожный транспорт и междугородные автобусы. Добраться до места назначения наземным транспортом можно в несколько раз дешевле, чем по воздуху.
Норвежская схема
Чтобы снизить цену на авиабилеты, в первую очередь нужно уменьшить стоимость топлива, считает Владислав Ильин. На него приходится до 50 % всех затрат на перелет. «В прежние времена со стороны руководства страны высказывались предложения освободить от НДС операции по продаже топлива для внутренних авиарейсов», — говорит он и отмечает, что в некоторых странах практиковалось освобождение аэропортовых услуг от НДС, а авиакомпаний на внутренних линиях — от уплаты аэронавигационных сборов. По его подсчетам, эти меры могут привести к уменьшению стоимости авиабилетов приблизительно на 30 %.
По мнению Александра Ланецкого, для развития внутренних авиаперевозок необходимо внедрить так называемую «норвежскую» схему работы авиатранспорта: обязать авиакомпании, которые выполняют прибыльные международные рейсы из Украины, летать и на убыточных внутренних. При этом цены на авиабилеты на внутренних рейсах необходимо зафиксировать. Ланецкий говорит, что авиаперевозчики должны получать преференции при выполнении рейсов в малые аэропорты — в Мариуполь, Луганск, Черновцы, Ужгород.
Дмитрий Уляницкий