«Но это будет только в том случае, если мы примем пакет, предложенный правительством. Второе: мы реально оцениваем ситуацию по инфляции. В текущем году уровень инфляции будет составлять от 12 % до 14 %», — добавил Яценюк, выступая в Верховной Раде в четверг.
Парламент не сразу внял просьбам Кабмина и лишь со второй попытки согласился на лучшее из худшего (за проголосовали 228 народных депутатов). Это второй в истории Украины случай секвестра госбюджета. Первый произошел в июле 2010 г., когда, как и сейчас, нуждаясь в финансовой поддержке Международного валютного фонда, правительство решилось на резкое урезание доходов и расходов казны. Тогда расходы были сокращены на 17 млрд грн, доходы — на 13,4 млрд грн. Кабмин пожертвовал финансированием ряда отраслевых и региональных инвестпрограмм (урезал ресурс на 8,75 млрд грн), трансфертами на покрытие дефицита Пенсионного фонда, дотациями аграриям и некоторыми другими статьями. Доходы в основном удалось сократить за счет снижения на 10 млрд грн показателя по ожидаемым поступлениям от НДС.
В результате нынешнего секвестра основная нагрузка по спасению экономики ляжет на плечи социально незащищенных слоев населения — пенсионеров и бюджетников.
Аварийное торможение
«Экономика Украины росла намного медленнее, чем размер минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата на протяжении 2004‑2013 гг. выросла почти в 6 раз, тогда как номинальный уровень ВВП — в 4 раза», — говорится в пояснительной записке к проекту закона о внесении изменений в закон Украины «О государственном бюджете на 2014 год».
Поэтому в качестве меры экономии государственных средств было принято решение отказаться от поэтапного увеличения среднегодового размера минимальной заработной платы по сравнению с прошлым годом на 8,1 %. До конца года она будет не выше 1218 грн, тогда как ранее планировалось ее поэтапное увеличение с 1 июля до 1250 грн, а с 1 октября — до 1301 грн. Отказ от пересмотра минимального размера заработной платы позволит сэкономить расходы на оплату труда работников бюджетной сферы в сумме 6,8 млрд грн. С другой стороны, по словам управляющего партнера ИК Elliott Capital Михаила Умникова, сокращение доходов и низкая покупательская способность на фоне девальвационных ожиданийи высокого уровня инфляции значительно сократит внутренний спрос, что негативно отразится на экономике.На 3 млрд грн сократился дефицит государственного бюджета после внесения изменений в главный финансовый документ страны
Так как прожиточный минимум является базовым государственным социальным стандартом, изменятся и размеры основных государственных соцгарантий. По этой группе экономия в бюджете составит 420,7 млн грн. Причем 420,6 млн предназначалось на помощь семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства, детям-инвалидам и временную помощь детям.
Изменится размер и механизм начисления помощи при рождении ребенка. Если ранее государственная помощь при рождении первого ребенка равнялась 30‑кратному прожиточному минимуму, при рождении второго — 60‑кратному, а при рождении третьего и каждого последующего — 120‑кратному, то сейчас размер станет единым для всех (41 280 грн) и будет объединен с пособием по уходу за ребенком до трех лет. Таким образом, единоразовая помощь составит 10 320 грн, а остальное будет выплачиваться в последующие 36 месяцев равными частями по 860 грн. В общей сложности «социальные ножницы» нынешнего Кабмина сэкономят бюджету 3,8 млрд грн.
Госсодержание
В числе «спасателей» украинской экономики будут и 10 % чиновников государственной исполнительной власти. Сокращения коснутся 24 тыс. госслужащих из действующих 249 тыс. Численность аппарата Верховной Рады, администрации Президента Украины, аппарата СНБО, Государственного управления делами, секретариата Кабмина, государственных коллегиальных органов и центральных органов исполнительной власти вернется на уровень 2001 г.
Дополнительная экономия будет обеспечена за счет ликвидации областных государственных администраций и создания исполнительных комитетов, освобождения центральной власти от выполнения функций, чуждых центральной власти, и передачи их на места. На первом этапе Кабмин планирует ликвидировать Минпромполитики (часть персонала будет переведена в Министерство экономического развития и торговли). На втором будет осуществлена конституционная реформа и более масштабная реструктуризация госорганов.
Такое масштабное сокращение численности госслужащих должно дать экономию в 485,8 млн грн на фонде оплаты труда. Но сокращение финансирования на содержание самих министерств и ведомств еще более внушительное и заложено на уровне 26,3 млрд грн. Причем больше всего урезаны расходы по Министерству аграрной политики и продовольствия (-1695 млн грн), Министерству энергетики и угольной промышленности (-5342 млн грн) и Министерству здравоохранения (-1286 млн грн).
Первый замглавы комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник (КПУ) считает, что столь резкое сокращение социальных расходов и запланированное сокращение 24 тыс. госслужащих может вызвать новую волну возмущения среди населения. «Налоговые изменения уже вызвали недовольство бизнеса. Сейчас повышение тарифов на газ, урезание социальных выплат без каких-либо объяснений разбудит другую часть нашей страны», — прогнозирует депутат.
Бизнес-урезания
Бизнесу также придется приспосабливаться к новым условиям. Государство отказало в поддержке и модернизации угле- и торфодобывающих предприятий. В текущем году можно не рассчитывать и на частичную компенсацию расходов на использованную в связи с перебросом воды в маловодные регионы электроэнергию.
Часть проектов, ранее финансировавшихся за счет государственного бюджета, ляжет на плечи местных властей. В частности, вопрос функционирования Центра ядерной медицины Киевского городского клинического онкологического центра будет решаться КГГА. Строительство подъездной дороги и инженерных сетей к инновационному парку Бионик Хилл будет осуществляться за счет городского бюджета столицы. Днепропетровский метрополитен также лишится поддержки госбюджета, а его финансирование может осуществляться в рамках средств субвенции из спецфонда от привлечения кредитных ресурсов от ЕБРР и ЕИБ.
Донецкий регион не получит 50 млн грн на строительство региональной больницы скорой помощи и 70 млн грн на строительство ПЭТ-КТ центра, на капитальный ремонт и реконструкцию больничных строений и покупку Донецкого областного клинического территориального медицинского объединения. Отсрочены проекты в городе Желтые Воды и Славутиче.
Крымский вопрос
Не менее важным изменением в бюджете стал перевод Крыма в режим самостоятельного финансового обеспечения. Социальные выплаты гражданам, проживающим на территории АРК, в частности пенсии, будут осуществляться за счет сумм уплаченного на территории полуострова единого социального взноса. «В случае нехватки средств для финансирования этих выплат дефицит перекрывается за счет средств бюджета АРК. Граждане, которые не приняли российского гражданства, вправе рассчитывать на получение таких выплат согласно законодательству Украины», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. По информации Министерства финансов, на 18 марта субвенции местным бюджетам Крыма и Севастополя из бюджета Украины составили 1,137 млрд грн.
Основной месседж нового бюджета — сокращение капитальных расходов и расходов развития. И то, каким образом был проведен секвестр, вызывает множество замечаний. Например, почему сокращено 2,8 млрд грн расходов на соцподдержку малообеспеченных, но оставлено 12,2 млрд грн на поддержку шахт? В отношении регионов также много вопросов.
Во-первых, отличительная черта нового бюджета — сокращение от 3 % до 10 % по всем отраслям бюджетной сферы средств, необходимых на осуществление органами местного самоуправления делегированных им полномочий. В этом сокращении есть один немаловажный нюанс. Кабмин заморозил рост минимальной зарплаты и других соцстандартов и, по информации Минфина, рассчитывает сэкономить на этом 6,8 млрд грн. Но когда принимался бюджет на 2014 г., согласно расчетам АГУ и данным городов, скрытый дефицит по финансированию заработной платы составлял порядка 20 млрд грн. То есть ее запланированный рост не был обеспечен ресурсом. Поэтому говорить о том, что сейчас это экономия реального ресурса, некорректно. На этот рост изначально не было денег!
Во-вторых, секвестр секвестром, однако любой акт должен находиться в законной плоскости. Согласно Бюджетному кодексу, объем Фонда регионального развития должен составлять не менее 1 % прогнозного объема доходов общего фонда госбюджета. После секвестра объем Фонда регионального развития составит 1 млрд грн, что непропорционально сумме, на которую были сокращены доходы, и теперь противоречит БК — поправками в бюджет-2014 Кабмин не изменил Кодекс.
В-третьих, на 12,6 млрд грн сократился объем трансфертов, в том числе и дотаций выравнивания. Причем львиная доля урезанной суммы приходится на субвенции социального характера. Одной из причин такого сокращения является внедрение «нулевого принципа выравнивания» в отношении АРК. То есть Крым больше не будет отчислять платежи в госбюджет, но при этом ничего не получит из него.
Галина Калачова, Вячеслав Мироненко