Речь идет именно об изменениях, так как, по словам источника в аппарате Кабинета министров, правительство решило отказаться от идеи секвестра бюджета, пересмотрев доходную и расходную части, при этом полностью сохранив социальные расходы. Последний вопрос вызвал самую острую дискуссию. «На фракции мы приняли решение, что спешить не будем, так как надо разобраться по каждой статье расходов. Там серьезные проблемы в вопросе секвестра, особенно по социальным направлениям», — рассказал источник в руководстве фракции «Батьківщини». Он также предположил, что абсолютное большинство депутатов не согласится с подходами, предложенными министром финансов по секвестру, так как в большинстве случаев они антисоциальны.
«Мы не хотим этого делать, так как нужно искать источник доходов в другом направлении», — заявил собеседник в комментарии.
Чтобы удовлетворить требования парламента, в Минфине вчера до последнего продолжали работу над документом. По состоянию на вечер среды, по информации издания, окончательная версия изменений в бюджет так и не была утверждена. Соответственно, документ не видели и в бюджетном комитете Верховной Рады.
Внутренние трения
Подготовку изменений в бюджет планировали закончить еще на прошлой неделе. В пятницу, 21 марта, должна была завершить свою работу в Киеве миссия Международного валютного фонда. Но согласовать с правительством макроэкономические показатели и бюджет, а также Антикризисную программу она так и не смогла и продлила свою работу до 25 марта.
Во вторник правительство снова рассматривало проект изменений в закон о госбюджете-2014. Как сообщили несколько источников в аппарате Кабмина, правительство тогда в целом одобрило проект изменений в главную смету страны, однако направило документ в Минфин на доработку в части сокращения льгот. То, что процесс подготовки проекта бюджета должен завершится в среду, подтвердила и министр социальной политики Людмила Денисова.
«Сейчас Минфин работает над документом, сводит все рассчеты. Думаю, сегодня этот процесс будет завершен», — сказала она в среду. В то же время Денисова не уточнила, какие именно социальные программы и выплаты будут урезаны в связи с намерениями правительства максимально сократить расходы.
Среди окончательно согласованных, по состоянию на вчерашний день, был лишь вопрос дефицита бюджета. Его планируется сохранить на уровне, намеченном предыдущим правительством, — 71,6 млрд грн, или 4,8 % ВВП. Хотя ранее премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал его двукратное сокращение. Также решено расширить доходную часть госбюджета на 29 млрд грн и сократить расходы на 23 млрд грн. Таким образом, в правительстве рассчитывают устранить скрытый дефицит. Впрочем, поле для маневра в части урезания расходов у Кабмина ограничено: в структуре госбюджета 91,2 % приходится на защищенные статьи. На фоне прогнозируемого падения экономики на 3 % и инфляции в пределах 8‑12 % сохранить социальные выплаты практически нереально.
«Изменения могут очень болезненно отразиться на социальном благосостоянии граждан и функционировании экономики в целом. Мы тщательно подойдем к стратегическим позициям до голосования в сессионном зале», — заявил член парламентского комитета по вопросам бюджета Юрий Михальчишин (ВО «Свобода»).
По мнению аналитика UniCredit Bank Тантели Ратувухери, наибольшее сокращение коснется, скорее всего, расходов на содержание и функционирование государственного аппарата.
«Однозначно заморозят капитальные расходы. Также могут заморозить либо ограничить дотацию пенсионному фонду», — считает эксперт.
Парламент в ожидании
Много вопросов и к правительственному законопроекту поправок в Налоговый кодекс (НК), призванному обеспечить за семь месяцев текущего года 29 млрд грн дополнительных поступлений в бюджет. По словам главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, в Верховной Раде документ ждали в среду, чтобы в четверг принять его за основу и в целом.
«К сожалению, я не видел окончательной версии законопроекта. Допускаю, что там осталась львиная доля фискальных норм, которые волнуют бизнес. Сегодня мы должны его получить», — сказал вчера Хомутынник около 15:00. На момент сдачи номера проект так и не был зарегистрирован в парламенте.
При этом, согласно регламенту, без визы профильного комитета любой законопроект не может быть принят в целом. Виталий Хомутынник уточнил, что как руководитель профильного комитета ВР и первый замглавы депутатской группы «Экономическое развитие» (37 депутатов), он настаивает на том, чтобы законопроект рассматривался по полной, а не сокращенной процедуре, то есть с учетом внесенных в документ поправок в рамках двухнедельной подготовки законопроекта ко второму чтению. «В противном случае мы не поддержим его в комитете и как члены коалиции не проголосуем за него в целом в парламенте», — заявил он.
С представителями бизнеса повышение налогов обсуждалось в спешном порядке: сначала в присутствии профильных замминистров Минэкономразвития и Минфина, потом — в комитете Виталия Хомутынника.
«Представители всех отраслей утверждают, что эти решения не приведут к позитивному эффекту — они загонят экономику в коллапс», — обобщил позицию предпринимателей глава общественной коллегии при комитете налоговой и таможенной политики Сергей Доротич.
«Повышение акцизов в целом противоречит закону, потому что с начала года акцизы уже индексировались с учетом инфляции. Это столкнет пивную отрасль в пропасть», — утверждает исполнительный директор Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко.
Отметим, что теневой механизм прохождения законопроекта противоречит новым подходам в работе, о которых заявил недавно назначенный глава Государственной налоговой службы Игорь Билоус. Вчера во время встречи с предпринимателями он также пообещал изменить негативное отношение к налоговой службе, упростить администрирование налогов и сборов, наладить стабильные поступления в бюджет и бороться с теневым сектором экономики. Впрочем, никаких конкретных мер по реализации этих целей глава налогового ведомства не озвучил.
Галина Калачова, Диана Роженцова