24 февраля Хозяйственный суд Крыма постановил взыскать с авиакомпании около 170 тыс. грн в пользу госпредприятия «Украинский авиационный метеорологический центр», говорится в решении суда. Это предприятие осуществляло метеорологическое обслуживание вылетов и посадок самолетов Air Onix в аэропортах «Борисполь» и «Жуляны». 4 февраля Хозсуд Крыма взыскал с авиаоператора в пользу туркомпании «АСТА» около 150 тыс. грн за неоказание услуг по авиаперевозке, 22 января — около 250 тыс. грн в пользу компании «ОФТ-18» за неоплату поставок бортового питания, а 13 января — 645 тыс. грн в пользу Государственной авиационной службы.
Массовое нашествие
Напомним, в конце декабря 2013 г. Министерство инфраструктуры и Госавиаслужба приостановили действие сертификата эксплуатанта авиакомпании. В том же месяце Air Onix прекратил полеты, пообещав весной 2014 г. снова начать перевозки. «Весной 2014 г. авиакомпания возобновит рейсы, которые были ранее запланированы на летнюю навигацию, в их числе традиционный маршрут Симферополь — Киев — Симферополь и др. Также появится новое направление Донецк — Тель-Авив — Донецк», — сказано в официальном сообщении Air Onix.
Одна из причин остановки авиаперелетов — задолженность перед контрагентами. Напомним, 18 ноября 2013 г. Хозсуд Крыма встал на сторону «ЛУКОЙЛ Авиэйшн Украина» и «ЛУК-Авиа Ойл», обязав Air Onix выплатить этим компаниям долг за поставленное топливо и услуги по заправке на сумму около 5,3 млн грн и 5 млн грн соответственно. 11 июля тот же суд постановил вернуть около 1,9 млн грн за поставки топлива компании «ВОГ Аэро Джет». В общей сложности Air Onix проиграл судебных споров в судах первой инстанции на сумму более 13,3 млн грн.
Незавидное будущее
Авиаперевозчик не сможет возобновить полеты весной текущего года, как обещал ранее, считает генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. «Бімба вже не при владі», — иронизирует он. Ранее одним из собственников Air Onix была компания ASA Luftfahrt Formgestaltung, контроль над которой некоторые СМИ приписывали сыну бывшего премьер-министра Николая Азарова — Алексею.
«Вряд ли авиакомпания возобновит полеты», — соглашается член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко. И не только из‑за больших долгов, но и потому что на направлениях, на которых летал Air Onix, работают другие операторы, в частности YanAir начал совершать рейсы Симферополь — Киев, продолжает он. В Air Onix на запрос и звонки «Капитала» не ответили.
Цена победы
Действия кредиторов вряд ли дадут результат, считает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. «Они больше потратят на судебные издержки, чем в итоге смогут получить, выиграв суд», — поясняет он. — Примеры «АероСвіта» и прочих авиакомпаний свидетельствуют о таких перспективах для кредиторов».
Сейчас на рассмотрении Хозяйственного суда Крыма находятся несколько исков от контрагентов Air Onix, среди которых как госструктуры, так и частные компании. Общая «стоимость» претензий составляет около 24 млн грн. Так, 4,5 млн грн пытается взыскать прокуратура Киевской области в интересах Мининфраструктуры и госпредприятия по обслуживанию воздушного движения, 18,7 млн грн — «Міський комерційний банк», 53 тыс. грн — аэропорт «Одесса», 16 тыс. грн — компания «Мастер-Авиа» (управляет аэропортом «Жуляны»).
С учетом размера долга, авиакомпании не удастся найти нового инвестора полагает Александр Ланецкий. «Сейчас создать авиакомпанию возможно примерно за миллион евро и три-четыре месяца», — заключает эксперт.
Дмитрий Уляницкий