Как стало известно, минэкономики России предложило отечественным бизнесменам рассмотреть возможность участия в «перспективных инвестиционных проектах, реализуемых и планируемых к реализации на территории Автономной республики Крым». Соответствующее обращение министерства на этой неделе получила Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ, рассказали два источника, знакомые с ситуацией. По словам одного из них, список «проектов, по которым ведется активный поиск якорных инвесторов» был составлен торговым представительством России в Украине. Их ориентировочная стоимость превышает $5 млрд.
Сотрудник российского торгового представительства в Украине рассказал, что ему поручили составить список инвестпроектов после 17 декабря. Тогда в Москве состоялось заседание российско-украинской межгосударственной комиссии (под председательством глав двух стран Владимира Путина и Виктора Януковича), на котором, как заявил президент России, «обе стороны проявили настрой на дальнейшее расширение всесторонних контактов, прежде всего, конечно, в экономической сфере». В частности, было подписано соглашение об организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив, и достигнуты договоренности о скидке на газ для Украины. «Список инвестпроектов был составлен очень быстро, уже в конце года мы отослали его в минэкономики России»,— сказал собеседник, добавив, что сейчас, по его мнению, «ситуация вряд ли благоприятствует началу реализации новых проектов».
Источник в ТПП сказал, что вопросы участия российских предпринимателей в инвестпроектах в Украине прорабатывались еще в 2013 году в рамках российско-украинского делового сотрудничества. Но в последнем варианте крымские проекты были выделены в отдельный перечень. Минэкономики РФ никакими пояснениями, связанными с изменением политической ситуации в Украине, свои предложения не дополняло, утверждает собеседник. Он не исключил того, что в министерстве таким образом просто выполнили старые планы, актуальность которых еще требует подтверждения. Тем не менее, по словам собеседника, вне зависимости от политической ситуации ТПП разослала сообщение минэкономики всем членам палаты. Реакции от потенциальных инвесторов ждать еще рано.
Директор департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности минэкономики РФ Александр Цыбульский подтвердил начало работы по поиску российских инвесторов для проектов в Крыму. По его словам, «это плановая работа». «Крым традиционно считается привлекательной территорией для российских инвесторов,— пояснил чиновник.— Вместе с тем было принято решение о строительстве керченского транспортного перехода, соединяющего Таманский полуостров и Крым. Это решение, по нашему мнению, должно придать дополнительный импульс для сотрудничества этих регионов. Именно поэтому мы и активизировали работу по поиску потенциальных российских инвесторов в Украину, и в Крым в частности». Впрочем, добавил Александр Цыбульский, «из-за происходящих в Украине событий, понижения рейтинга Украины международными агентствами инвестиционная привлекательность данного региона значительно снизилась».
Наиболее дорогие проекты в списке — инфраструктурные. В частности, это реконструкция автодороги Херсон—Джанкой—Феодосия—Керчь стоимостью $1,4 млрд и проекты, связанные с морскими портами в Евпатории, Феодосии, Керчи и Ялте на общую сумму почти $1,8 млрд. В списке есть также инвестпроекты по строительству рекреационных и туристических объектов, в области сельского хозяйства и связанные с аэропортами Керчи и Севастополя. В сумму от $1,2 млрд оценена потребность инвестиций в строительство самого транспортного перехода через Керченский пролив. Но, хотя в минэкономики РФ связывают свой запрос в ТПП именно со стартом этого проекта, для него еще даже не начали разрабатывать технико-экономическое обоснование (ТЭО). Оно должно быть готово к концу 2014 года, говорил в конце января замминистра транспорта России Олег Белозеров. По последним данным, стоимость всего проекта может составить $1,5-3 млрд в зависимости в том числе от варианта перехода — это может быть автомобильный мост, автомобильно-железнодорожный мост или тоннель. Стоимость подготовки самого ТЭО составляет около $20 млн, этим займется специальная дочерняя структура российской госкорпорации «Автодор», которая должна быть создана до конца марта.
Исполнительный вице-президент крупнейшего отечественного объединения бизнесменов — Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев сказал, что эта организация не получала предложений по инвестпроектам в Крыму. По его мнению, несмотря на всю близость Крыма к России и наличие у местных предпринимателей опыта инвестиций в экономику полуострова, для новых вложений «нужно дождаться стабилизации политической и экономической ситуации, быть уверенными в гарантированности сохранности этих инвестиций».
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов согласен, что предложение ТПП «в ближайшей перспективе вряд ли можно будет рассматривать всерьез с экономической точки зрения». «Предпосылками любых капиталовложений являются политическая стабильность и благоприятный инвестиционный климат, которые в Украине сегодня отсутствуют»,— заявил он. По мнению господина Лукьянова, «в нынешней ситуации — это актуальный политический жест, призванный продемонстрировать сопричастность России к Крыму». С одной стороны, добавляет эксперт, Москва не может провоцировать отделение Крыма от Украины, понимая огромные издержки, с другой — она не может не реагировать на происшедшую смену власти в Киеве.
Денис Скоробогатько, Петр Нетреба, Сергей Строкань, Москва