В целом весь прошлый год для рынка бытовой техники и электроники в Украине можно считать успешным, поскольку, согласно подсчетам экспертов GfK, объемы продаж составили 48,4 млрд грн, увеличившись по сравнению с показателями 2012 г. на 9 %.
По данным отчета, самым прибыльным сегментом отрасли оказались информационные технологии — размер продаж здесь составил 13,7 млрд грн. Таким образом, сфера информационных технологий обеспечила более четверти (28,3 %) выручки рынка. Также довольно весомыми сегментами рынка в прошлом году были крупная бытовая техника (10,5 млрд грн), телекоммуникации (9,8 млрд грн) и бытовая электроника (8 млрд грн). А самая маленькая доля рынка принадлежит компаниям, реализующим офисную технику, которые выручили за 2013 г. около 1 млрд грн.
Наиболее динамичный рост в прошлом году продемонстрировали участники рынка, продающие телекоммуникационную продукцию, увеличив свою выручку на 19,1 %. Значительного прогресса также добились сегменты крупной бытовой техники (+9,2 %) и информационных технологий (+8,5 %). Прошедший год стал годом ухудшения оборотов лишь для тех игроков рынка, которые реализуют офисную и фототехнику, — показатели их продаж снизились по сравнению с 2012 г. на 1,3 % и 11,5 % соответственно.
По мнению специалистов GfK, стремительному росту оборотов телекоммуникационного сегмента, которые только в последнем квартале 2013 г. выросли на 30,6 %, во многом способствовал активный спрос украинских потребителей на смартфоны, выручка от продаж которых составила львиную долю (73 %) объема сегмента и за год увеличилась на 54 %.
Специалисты объясняют прошлогоднюю тенденцию снижением средней цены на смартфоны, что сделало их более доступными для широкого круга потребителей. Однако этот факт стал также причиной падения продаж мобильных телефонов сразу на 29 %. Снижение спроса спровоцировало и падение объемов продаж украинских предпринимателей, продающих факсы и стационарные телефоны (-25 % и -5 % соответственно).
Больше всего успеху сегмента крупной бытовой техники способствовало увеличение онлайн-продаж. По утверждению специалистов, пятая часть продукции была реализована именно через интернет. Самые стремительные темпы роста наблюдались в категориях стиральных машин (+90 %) и морозильных камер (+35 %), тогда как рост продаж холодильников и микроволновых печей ограничился 5 %. Согласно данным отчета, несмотря на падение объемов продаж на 8 %, самой весомой долей сегмента информационных технологий остаются ноутбуки (48 %). На планшеты, доля которых в 2012 г. составляла лишь 8 % сегмента, пришлось еще 20 % прошлогодних продаж. Выручка от продаж стационарных компьютеров и электронных книг, наоборот, снизилась на 8 % и 15 % соответственно.
Кирилл Подберезный