Он не сообщил, какая доля в общем объеме реализации туров пришлась на эту страну, однако отметил, что Греция впервые вошла в тройку лидеров по выездному туризму из Украины. Директор сети турагентств «Поехали с нами» Олег Кулик говорит, что в его компании доля этой страны выросла с 5,1 % в 2012 г. до рекордных 8,3 % в 2013 г.
Также, по словам Мандзюка, на рост турпотока повлияло то, что часть туристов, ранее отдававших предпочтение привычным Турции или Египту, решила открыть для себя новое сопоставимое по цене направление, а также повышенная лояльность греческих дипломатических представительств.
Болезнь роста
В 2013 г. с предложениями по Греции на рынок вышли новые туроператоры и, как показал сезон, переоценили свои силы: предложение превысило спрос, констатирует координатор общественной организации «Лига турагентств» Александр Белоус. По его данным, Грецию в прошлом году начали предлагать Join UP! и Siesta. Не отставали от новичков и компании, которые ранее продавали туда туры, добавляет он. Ведущие операторы последние два года развивали греческое направление. Они стали активнее возить туристов не только из столицы, но и из регионов.
«Мы не можем назвать ситуацию с греческим направлением здоровой», — отмечает директор Idriska Tour Елена Субботина. По ее словам, многие туроператоры сделали ставку на эту страну, не учитывая реалий рынка, и в итоге понесли убытки, так как реализовать анонсированные объемы в полной мере не удалось, а места, которые удалось загрузить, были проданы зачастую в убыток.
В прошлом году туроператоры увлеклись ценовой конкуренцией не только в отношении путевок в Грецию. Небольшой спад цен в начале летнего сезона отмечался на туры в Испанию, а также в течение всего сезона —в Тунис, указывает Белоус. «У меня один из клиентов из‑за сомнения в том, что туроператор выполнит свои обязательства, даже побоялся покупать тур на двоих в Тунис на неделю за $ 127», — сокрушается он.
Напомним, «горели» цены на туры в Египет, особенно во второй половине года. К примеру, в декабре туроператоры были вынуждены снижать цены, потому что ошиблись с прогнозом объема турпотока и заказали слишком много чартеров. По данным директора Центра туристической информации Владимира Царука, в декабре в Египет выполнялись около 30‑35 чартеров в неделю —в два раза больше, чем в октябре.
Как отмечает Белоус, в 2013 г. несколько активных туроператоров вышли на новые для себя направления, на которых ранее уже работали другие компании. В частности, Join UP! начал продавать туры в Грецию, Египет, Тунис, Испанию, Pegas Touristik и Coral Travel — в Тунис, Siesta — в Грецию и Испанию.
Проигравшие
Несмотря на декабрьские скидки, в целом в прошлом году египетское направление продемонстрировало существенное сокращение турпотока, равно как и турецкое. По словам Кулика, доля Египта упала в продажах с 23 % до 18,7 %, а Турции — с 24,1 % до 22,1 %. «Несмотря на дороговизну, Турция держит лидерские позиции», — отмечает Мандзюк, объясняя это упрощенным визовым режимом, географической близостью и комфортными условиями для отдыха всей семьей. Более активное снижение продаж по Египту он объясняет нестабильной политической ситуацией в стране и, как следствие, сокращением чартерных рейсов в целом по году.
По мнению Кулика, из‑за более активного завоевания рынка такими компаниями, как News Travel, Join UP!, Natalie tours, TPG, Mouzenidis travel, постепенно сокращаются доли таких туроператоров, как Tez tour, Turtess travel (сейчас принадлежит туроператору TUI Ukraine), Pegas Touristik, Coral Travel, Anex tour.
Цены падают
Если экономическая и политическая ситуация в Украине урегулируется, можно вновь ожидать существенных скидок на туры в Грецию, считает Белоус. Он объясняет это, во-первых, увеличением количества чартеров в эту страну до 72, а во‑вторых —появлением новых игроков, в частности «Гермес-тревела»: заявленный объем самолетов сложно загрузить, поэтому туроператоры вновь начнут снижать цены.
Кроме того, Белоус ожидает в 2014 г. снижения цен и на турецком направлении в связи с выходом на украинский рынок российского туроператора «Библио-глобус», который совместно с украинским News travel будет отправлять туристов в Турцию. «Чтобы растолкать уже работающих игроков, им придется снижать цены», — считает он. Соглашается с ним и Мандзюк: «Резко ужесточится конкуренция». В прошлом году туры в Турцию не дешевели именно потому, что на это направление не выходили новые операторы, опасаясь, что турецкий субрынок уже поделен и место на нем очень сложно завоевать, уточняет Белоус.
Мандзюк дополняет список стран, которые будут «гореть» в 2014 г., еще и Египтом. Напомним, в 2013 г. цены на туры в эту страну уже не раз падали из‑за политической напряженности там. Причиной же падения цен на путевки в 2014 г. Мандзюк называет выход в прошлом году и в начале нынешнего на это направление сразу двух крупных туроператоров — Join UP! и News Travel.
Ужесточится конкуренция и на испанском направлении, которое пока не входит в топ-5 предпочтений украинцев. По данным коммерческого директора туроператора Natalie tours Иванны Чучман, в наступающем летнем сезоне количество еженедельных рейсов в Испанию из Украины увеличится до 29 (с 25 в 2013 г.). Чучман считает, что в результате это может привести к обострению ценовой конкуренции и сокращению полетной программы. Мандзюк также полагает, что по испанскому направлению стоит ожидать обвала цен, добавляя к своему списку стран, которые, вероятнее всего, будут «гореть», Болгарию и Кипр. Белоус также ожидает, что продолжится снижение цен на поездки в Тунис, поскольку уже работавшие на том направлении туроператоры не собираются уходить с него и уменьшать объем перевозки.
Участники туристического рынка отказываются давать конкретный прогноз возможного снижения цен в 2014 г. По словам Белоуса, о конкретном снижении цен из‑за демпинга можно будет говорить только уже в сезон, по мере того как будут загружаться самолеты туристами.
Дмитрий Уляницкий