Владельцы дилерской сети «Богдан-Авто», входящей в состав корпорации «Богдан», в пятницу приостановили деятельность компаний в девяти областях Украины с возможной последующей ликвидацией. «Если давление (контролирующих органов) не прекратится, будут закрыты и другие компании сервисно-сбытовой сети, а также производственные предприятия",— сказано в заявлении корпорации.
В структуру «Богдан-Авто» входит 30 дилерских центров, которые занимаются продажей и сервисным обслуживанием автомобилей Bogdan, Subaru, Great Wall, Hyundai, Lada, Lifan, UZ Daewoo, JAC, Truck & Bus. Компании, деятельность которых была приостановлена, расположены в Запорожье, Кировограде, Днепропетровске, Кременчуге, Сумах, Тернополе, Житомире, Черкассах и Виннице.
«Девять закрытых компаний — это 30% дилерской сети „Богдан“ по количеству отделений в Украине»,— отмечает старший аналитик ИГ «АРТ-Капитал» Алексей Андрейченко. Он добавляет, что развитая дилерская сеть является существенным преимуществом компании перед иностранными партнерами. «Закрытие отделений может привести к пересмотру условий сотрудничества, в частности, с китайским производителем JAC»,— объясняет господин Андрейченко.
В минувший четверг корпорация «Богдан» обратилась к президенту, генеральному прокурору и исполняющему обязанности главы правительства с призывом прекратить давление контролирующих и фискальных органов. В сообщении говорится, что с июля по ноябрь 2013 года Министерство доходов и сборов провело на предприятии 13 внеплановых и три плановые проверки, в ходе которых осуществлялись «шаблонные доначисления и открывались уголовные производства». Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что у компании требуют налоговые доначисления более чем на 45 млн грн. В Миндоходов обвинения в давлении отрицают. «Предприятия были включены в плановый график проверок в соответствии с нормами Налогового кодекса, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. В настоящее время одна компания согласилась с суммой доначислений, по остальным идут судебные процессы»,— сообщили в пресс-службе Миндоходов. Эксперты ранее отмечали, что давление на компанию со стороны фискальных органов может быть связано с политической деятельностью Петра Порошенко, который прежде владел «Богданом». Следует отметить, что ранее в компании заявляли, что он вышел из состава ее акционеров, передав свои акции президенту «Богдана» Олегу Свинарчуку.
Эксперты отмечают, что давление контролирующих органов накладывается на финансовые трудности, которые испытывает компания. «В 2013 году корпорация сократила объемы производства в два раза — до 6,7 тыс. автомобилей (55% меньше плана в 15 тыс. автомобилей, объявленного в мае 2013 года). Коэффициент использования производственных мощностей компании в прошлом году составил 6%»,— поясняет аналитик ИК Foyil Securities Иван Панин.
Директор департамента маркетинга и рекламы группы компаний «НИКО Менеджемент» (официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине) Ярослав Вовк отмечает, что сложившаяся ситуация ослабляет конкуренцию на рынке.
«Закрытие девяти дилерских центров способно негативно повлиять на дальнейшее развитие компании — нишу бюджетных автомобилей могут занять другие производители»,— объясняет господин Панин.
Екатерина Сакова