В распоряжении оказался проект постановления Кабмина, которым будет утвержден порядок привлечения госгарантий в 2014 году главными распорядителями бюджетных средства для осуществления капитальных расходов. Уже завтра этот документ, разработанный Минфином, вынесут на рассмотрение правительства. Согласно документу, Минфин предложил расширить полномочия финансово-кредитного совета, который занимается отбором предложений по предоставлению госгарантий. Ему хотят дать право не только заниматься отбором проектов, но и «утверждать объекты капитальных расходов». Возглавлять совет теперь будет не первый вице-премьер, а министр экономического развития и торговли.
В госбюджете заложен общий объем госгарантий в 50 млрд грн. В документе Минфин предлагает установить лимит в 20 млрд грн по объему гарантий для проектов капитальных расходов. Кроме того, местные органы власти в 2014 году будут лишены возможности кредитования под госгарантии. По словам эксперта по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, ограничение доступа местных бюджетов к кредитам в условиях дефицита финансов является негативным фактором. «Минрегионстрой с середины прошлого года очень активно лоббировал этот механизм, и теперь местные органы власти, которые хотели получить средства под госгарантии, просто лишились этого»,— отмечает он. Но местным бюджетам в прошлом году было сложно получить кредит под госгарантии. «Городам было проще привлекать кредиты международных финансовых институций. Подать документы им еще сложнее, но подход более объективный. А в Запорожье два года под госгарантии пытались достроить мост через Днепр, и результат все видят сейчас. Моста нет»,— резюмирует господин Слобожан. Минфин предложил расширить полномочия финансово-кредитного совета, который занимается отбором предложений по предоставлению госгарантий
Пересмотрели чиновники и критерии выделения кредитов под гарантии государства. Капитальные расходы, как и прежде, должны быть направлены на импортозамещение, поддержку национального товаропроизводителя и создание новых рабочих мест. Но теперь в этом списке появились проекты по предупреждению аварийных ситуаций и катастроф. И если в 2013 году приоритетными были самоокупаемые проекты, то в этом году первоочередными могут стать объекты со сроком реализации до 1 декабря 2015 года.
Изменят и порядок согласования проектов. Главному распорядителю бюджетных средств будет достаточно обратиться к Минэкономразвития с перечнем объектов и информационным письмом, после чего министерство создаст рабочую группу и в течение десяти дней рассмотрит все предложения. Еще через пять дней финансово-кредитный совет после решений рабочей группы вынесет свой вердикт. Если он будет положительным, распорядитель средств проведет конкурс по выбору банка-кредитора.
Еще одним новшеством является то, что Минфин настаивает на указании конкретной ставки кредитования — учетная ставка плюс 3%, но не выше 9,5% годовых. «Нет и не может быть таких ставок у банков в условиях девальвации, так как им невыгодно кредитовать на таких условиях,— говорит экономист Национального института стратегических исследований Алексей Молдован.— Юрлиц кредитуют под 17%, и это при условии хорошего обеспечения, потребкредиты выдаются под 30%, и тут вдруг банки захотят кредитовать под 9,5%?» По словам директора центра «CASE-Украина» Дмитрия Боярчука, для финансовых учреждений, которые привлекают депозиты под 15-20%, кредитование по ставке 9,5% — работа в убыток. Возможно, в данном случае речь идет о привлечении госбанков, которые будут получать рефинансирование от НБУ, предполагает первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров.
Эксперты отмечают, что какие бы условия не прописали, доступ к госгарантиям получит приближенный к власти бизнес. «Когда в правительстве был Николай Азаров, он решал, кому предоставлять госгарантии, а кому нет»,— сетует один из экспертов. Господин Прохоров говорит, что программа госгарантий не находит поддержки среди бизнеса из-за бюрократических сложностей: «Между бюрократией и ручным режимом в этом случае стоит знак равенства». Кроме того, добавляет Дмитрий Боярчук, проекты, кредитуемые под гарантии государства, являются рисковыми. Правительство прежде всего должно подумать о вливании средств в экономически целесообразные проекты, уверен Сергей Прохоров.
«Покупка Hyundai, строительство аэропортов показали, что последствия не продумывались,— говорит он.— А поддержка высокотехнологических отраслей, например авиа- и космической сферы, дала бы возможность создания рабочих мест в смежных отраслях». По мнению господина Боярчука, государство должно создать условия доступного кредитования для всего бизнеса.
Наталья Непряхина