Это предприятие было создано в конце прошлого года Запорожским электровозоремонтным заводом (ЗЭРЗ), входящим в сферу управления Министерства инфраструктуры, и Харьковским заводом подъемно-транспортного оборудования. Бондаренко не сообщил, какую именно долю выкупила Škoda Transportation и сумму сделки.
Новый завод
Строительство нового цеха, на котором будут собираться электровозы, должно начаться уже в марте на территории ЗЭРЗ. Ожидается, что в этом году инвестиции с украинской стороны составят около 300 млн грн. Первые пять электровозов будут собраны на мощностях Škoda Transportation в Чехии, после чего производство перенесут в Запорожье.
«С 2016 г. мы начнем делать электровозы сами, но до 1 марта 2015 г. стоит задача: выдать первый электровоз», — отметил Бондаренко.
В конце сентября 2013 г. министр инфраструктуры Владимир Козак сообщал, что испытания электровоза, собранного в Запорожье, для сертификации в Украине начнутся уже в конце 2014 г. По его информации, совместное предприятие с Škoda Transportation будет производить с 2015 г. по 25 электровозов ежегодно. Всего предусмотрено изготовление 480 электровозов: 50 двухсистемных пассажирских, 330 односистемных пассажирских и 100 двухсистемных грузовых. Локализация производства в Запорожье составит 70 %.
Главное — в заказах
По словам старшего аналитика инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, украинские заводы не выпускают пассажирские электровозы, поэтому для производства именно такого вида подвижного состава и привлекли Škoda Transportation. «Обычно пассажирские поезда везет пассажирский электровоз, а грузовые — грузовой. Однако в условиях нехватки пассажирских электровозов летом пассажирские поезда везет грузовой электровоз, который потребляет больше электроэнергии, поскольку имеет большую мощность и рассчитан на больший вес», — пояснил он.
25 электровозов ежегодно будет производить «Запорожский локомотив»
В сентябре Козак заявил, что существует огромная нехватка электровозов. «Летом для курсирования пассажирских поездов задействуют около 150 грузовых электровозов. И это при том, что грузовых электровозов тоже не хватает», — указал министр.
Пресс-секретарь «Лугансктепловоза» Владимир Спектор подтвердил: если бы поступил заказ на производство пассажирского электровоза, то предприятие смогло бы его выполнить, поскольку оно уже производит пассажирские тепловозы. В частности, ранее «Укрзалізниця» закупила четыре пассажирских тепловоза у «Лугансктепловоза».
Не первая ласточка
Škoda Transportation — не первая компания, которая пытается наладить производство на базе украинских заводов. Немецкая Siemens давно пытается сотрудничать с Украиной. Еще в 1998 г. Днепропетровский электровозостроительный завод, Siemens и «Укрзалізниця» подписали договор на разработку грузопассажирского электровоза.
После завершения сертификации был заключен договор на закупку 100 таких машин, однако в результате произвели всего 18. Выпуск продукции был остановлен, поскольку «Укрзалізниця» не гарантировала выкуп электровозов, объяснял ранее президент Siemens в Украине Корнелиус Граниг.
Ольга Быстрицкая