Вчера Госстат обнародовал результаты проведения закупок товаров, работ и услуг за счет госсредств в 2013 году. Заказчики стали меньше покупать: по сравнению с 2012 годом количество проведенных процедур сократилось на 38 тыс. — до 101,89 тыс. Из них более 17,5 тыс. торгов были отменены или не состоялись. Снижение количества закупок произошло по всем видам аукционов — от открытых конкурсов до закупки у одного участника. Количество участников-победителей составило 66,91 тыс. (-25%), было подписано 76,48 тыс. (-25,7%) договоров, из которых большая часть с украинскими субъектами.
Объем запланированных госзакупок упал вдвое — до 274 млрд грн. Стали реже проходить аукционы государственных, казенных, коммунальных предприятий, а также компаний с долей государства свыше 50%. В то же время на 40% выросла доля закупки без применения процедур торгов — до 40,16 млрд грн. В рамках закупки госкомпаниями было заключено договоров на 29,13 млрд грн. На госзакупки из бюджета было выделено 49,67 млрд грн. Эксперты отмечают, что приобретение товаров, работ и услуг без аукционов — следствие принятия летом 2012 года норм об освобождении государственных, казенных, унитарных, коммунальных, а также предприятий с госдолей свыше 50% и их «дочек» от проведения тендеров, если закупка проводится за их собственные средства. В феврале 2013 года представители оппозиции предложили обязать эти компании обнародовать отчеты о проведении закупок с указанием цен, характеристик товаров, работ и услуг, а также поставщиков.
«Эта норма покрывала весь 2013 год, и компании воспользовались ею в полном объеме»,— рассказывает координатор общественного партнерства «За честные госзакупки» Алла Волошина.
Кроме того, по ее словам, заказчики дробят предмет закупки. «Это позволяет избежать проведения процедуры аукционов. Нормы не предусматривают механизмов по недопущению выведения средств за границу с помощью компаний-нерезидентов. Чаще всего они зарегистрированы на Кипре,— говорит госпожа Волошина.— Не урегулирован вопрос исключения возможности возникновения конфликта интересов среди участников конкурсной комиссии. Как правило, компании-участники аффилированы с ними».
Эксперт Центра политических студий и аналитики Андрей Марусов считает, что общее экономическое состояние является одной из причин сокращения объемов торгов. «Все видели, что творилось с бюджетом. Многие госзаказы финансировались в конце года, поэтому заказчики не могли освоить деньги»,— соглашается и. о. президента Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец.
«В конце года многие не могли ни закупить, ни рассчитаться. Мы анализировали ситуацию с закупкой продуктов питания в пяти регионах. В каждом жаловались, что не могут найти поставщиков, никто не хочет идти на конкурс, так как с ними не рассчитываются»,— добавляет господин Марусов.
Эксперты считают, что тенденция к сокращению госзакупок сохранится и в 2014 году, если правительство и парламент не введут жесткий контроль над процедурой торгов. Алла Волошина отмечает, что более 50% общей стоимости подписанных контрактов получает 30% постоянных победителей тендеров. Поэтому она уверена в необходимости общественного контроля над госзакупками. Андрей Марусов считает, что актуальным становится создание реестра недобросовестных поставщиков. По мнению господина Быковца, привлечь к участию в тендерах малый и средний бизнес помогло бы упрощение процедуры и сокращение количества документации, необходимой для подачи заявки. «Пробовали участвовать в проектах, так требуют предоставление документов, получение которых занимает много времени, например, выписка из госреестра, справка плательщика НДС. Эта информация есть в электронных базах и доступна госорганам, так зачем нам ходить и получать эти бумажки, выстаивать очереди, платить»,— резюмирует он.
Наталья Непряхина