За весь прошедший год, по подсчетам Министерства финансов, объем только внешнего долга прирос на 20,2%. Среди последних, предновогодних заимствований в 2013-м стали $3 млрд обязательств перед Российской Федерацией по облигациям. Бонды Россия выкупила в рамках договоренности по $15 млрд, предоставляемых Украине. 57,9% внешнего и внутреннего долга Украины номинированы в иностранной валюте.
В распоряжении Forbes оказался проспект эмиссии первого выпуска облигаций, организованного российской инвестиционной компанией «ВТБ Капитал». Аналитики в проспекте указывают на около 20 рисков, сопровождающих платежеспособность Украины по внешнему долгу. Часть факторов является традиционным набором для развивающихся и нестабильных экономик, к которым относится Украина. В частности, упомянуты чувствительность к колебаниям в мировой экономике, вопросы защиты инвесторов, отсутствие структурных реформ — о чем много лет подряд Украине напоминает Мировой банк. «Структурные реформы — это либеральные мантры, которые трудноосуществимы, и обычно проводятся благодаря внешней поддержке», — констатирует экс-советник министра экономики Сергей Яременко.
Также в меморандуме отмечаются неопределенность, связанная с судебной системой, риски ликвидности и чувствительность банковской системы. Например, вероятный рост невозвратов по кредитам и вопросы капитализации банков. Другой негативный фактор — волатильностьукраинской национальной валюты. По состоянию на 31 декабря 2013 года 57,9% внешнего и внутреннего долга Украины были номинированы в иностранной валюте. По данным Министерства финансов, на 31 декабря 2013 года порядка 44% государственных займов Украины приходилась на доллары, 3,4% — на евро, 9,1% — на SDR. Аналитики «ВТБ Капитал» отмечают, что любая попытка реструктуризировать или рефинансировать внешние займы может столкнуться с затруднениями, в том числе из-за большого количества держателей.
Кому должна Украина
Доля в госдолге, % | |
Государственный и гарантированный долги | 100 |
Государственный долг | 82.17 |
Европейский банк реконструкции и развития | 0.82 |
Европейский инвестиционный банк | 0.69 |
Международный банк реконструкции и развития | 4.2 |
Международный валютный фонд | 7.45 |
Гарантированный государством долг | 17.83 |
Европейское сообщество по атомной энергетике | 0.05 |
Европейский банк реконструкции и развития | 0.13 |
Международный банк реконструкции и развития | 0.33 |
Международный валютный фонд | 2.26 |
Citibank, N.A. London | 0.21 |
Deutsche Bank AG London | 0.04 |
UniCredit Bank Austria AG | 0.11 |
VTB Capital PLC | 0.4 |
Газпромбанк | 0.68 |
Государственный банк развития КНР | 0.12 |
Экспортно-импортный банк Китая | 2.05 |
Экспортно-импортный банк Кореи | 0.31 |
Сбербанк России | 0.8 |
В государственном бюджете на 2014 год заложен рост ВВП в размере 3%. Хотя не все эксперты разделяют подобные прогнозы, например, экс-заместитель главы Национального банка Украины Александр Савченко прогнозирует, что реальный рост ВВП по 2014 году может составить менее 0,5%. «Лаг между политическими явлениямии их результатами составляет 2-3 месяца. Результаты политического конфликта мы заметим в первом квартале 2014 года. В первую очередь конфликт влияет на финансовые ресурсы — отток прямых иностранных инвестиций, вывод оборотных средств за рубеж, задерживание валютной выручки», — перечисляет Савченко.
По прогнозам Мирового банка, рост ВВП в 2014 году составит 2%. «Экономическое чудо не оправдалось. ВВП Украины на душу населения сохраняется на уровне ниже 1989 года, и составляет 10% от среднего показателя по ЕС после двадцати лет переходного периода», — отмечается в отчете Мирового банка «Украина: возможности и вызовы для развития частного сектора». Несмотря на аналогичные исходные данные, уровень доходов в Польше и Украине расходится почти в 4 раза — не в пользу Украины. «Разрыв в доходах между Украиной и государствами-сверстниками — Польшей, Румынией, Россией и Беларусью — в ближайшее время сохранится», — прогнозируют в Мировом банке.
В проспекте эмиссии, фактически единственным пользователем которого выступил российский стабилизационный фонд «Национальное Благосостояние», также отмечается угроза неспособности правительства Украины поддерживать политический консенсус. Протесты и реакция власти на них может отобразиться на всей экономике. В случае продолжения политической нестабильности у страны и бизнеса возникнет проблема с доступом к международным рынкам капитала. Также это отобразится на стабильности гривны, а, следовательно, и на способности Украины выполнить обязательства по облигациям. В том числе среди политических факторов упомянуты внутрифракционные и межфракционные споры, риски судебных споров между президентом, правительством, оппозицией и парламентом.
«Невозможно, чтобы политики не договорились. Говоря о платежеспособности Украины, нужно для начала урегулировать политический кризис. Остальные же риски, за исключением нескольких, характерны для любой европейской страны. К украинским рискам я отнес бы политический, который может как следствие вызвать курсовой риск, и бюджетный риск. Все остальное завязано на состоянии мировой экономики и не является особенностями Украины», — считает Яременко.
Также политические риски упомянуты среди основных причин, по которым агентство Moody’s понизило суверенный рейтинг Украины до отметки «Caa2». К другим неблагоприятным факторам аналитики агентства отнесли рост спроса на иностранную валюту среди населения и кризис внешней ликвидности.
Напомним, что Украина договорилась с Россией о получении кредита в размере $15 млрд. Деньги должны размещаться в ценных бумагах. Первый транш — $3 млрд — подписан 27 декабря 2013 года. Выплаты по нему должны пройти 20 декабря 2015 года. Кроме того, Украина должна будет выплатить по обязательствам перед МВФ в 2015 году порядка $1,5 млрд. Только в январе текущего года украинское правительство уже перечислило МВФ более $620 млн, а в феврале страна должна выплатить порядка $360 млн по обязательствам перед фондом.
Долговая нагрузка
Сумма, $ млрд | ||
Государственный и гарантированный государством долг | 73.08 | |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ | 60.05 | |
Внутренний долг | 32.15 | |
Долги перед юридическими лицами | 31.78 | |
Долги перед банками | 0.36 | |
Внешний долг | 27.9 | |
Долги перед международными финансовыми организациями | 7.71 | |
Долги перед иностранными органами управления | 0.91 | |
Долги перед зарубежными коммерческими банками | ||
Другие долги | 19.28 | |
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ГОСУДАРСТВОМ ДОЛГ | 13.03 | |
Внутренний долг | 3.39 | |
Долги перед юридическими лицами | 2.64 | |
Долги перед банками | 0.75 | |
Другие | ||
Внешний долг | 9.63 | |
Долги перед международными финансовыми организациями | 2.03 | |
Долги перед иностранными органами управления | 0.25 | |
Долги перед зарубежными коммерческими банками | 3.45 | |
Другие долги | 3.9 |
Данные Министерства финансов Украины на 31 декабря 2013 года
Маргарита Ормоцадзе