Крупнейшие игроки рынка планируют опубликовать данные в течение месяца. На значительную позитивную динамику наверняка рассчитывать не приходится. В 2013 году в сравнении с 2012-м объемы реализации табачной продукции сократились, по разным данным, на 6-9%. «По данным агентства Nielsen — на 6%, по нашим внутренним данным, основанным на информации об отгрузках, — на 9%», — поясняет Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов компании «JTI Украина».
на 251,7 млн по данным Миндоходов, Украина экспортировала сигарет в 2013 году. Импорт – $105,731 млн
Сокращение рынка, правда, с противоположными эмоциями, фиксируют и антитабачные организации. Согласно данным Андрея Скипальского, руководителя проекта «Украина без табачного дыма», в 2013-м рынок упал приблизительно на 10%. «Это значит, что люди выкурили где-то на 8-9 млрд сигарет меньше. Это наибольшая динамика, которую мы наблюдали за последние пять лет», — констатирует он.
В ассоциации «Укртютюн» объясняют отрицательную динамику значительным ростом объемов нелегальной торговли, что повлияло на снижение продаж легальных производителей. По данным компании TNS, в январе — октябре 2013 года нелегальная табачная продукция занимала 9,3% рынка, что на 4% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года. Из этих 9,3%, 6,5% — контрабандная продукция, 2,8% — контрафакт. Поставки стимулировал дисбаланс цен. «В 2013 году цены на нелегальную табачную продукцию из Молдовы (4,34 гривны), Беларуси (5,54 гривны) и России (5,98 гривны) на нашем рынке были существенно ниже, чем официальные средневзвешенные цены (10,18 гривны), поэтому спрос на нее продолжает расти», — подчеркивает Александр Когут.
Год назад была снижена адвалорная часть акцизного налога (с 25% до 12%) для недорогих сигарет, в результате чего преференции получили дорогие и премиальные сегменты. В итоге потребители с низкими доходами стали активнее пользоваться услугами черного рынка, говорится в сообщении Imperial Tobacco.
«Актуальной проблемой остается рост незаконной торговли как результат неэффективной структуры акцизного налога, которая была введена в январе 2013 года. Большой угрозой отрасли остаются и недавние попытки ввести минимальные цены», — отмечает Оливер Кутц, генеральный директор Imperial Tobacco. При этом, помимо общих проблем индустрии, на объем производства компании повлияли и индивидуальные факторы: в прошлом году Imperial Tobacco вывела из портфеля два популярных бренда — Golden Gate и Classic, мотивируя это частой подделкой указанных торговых марок. «Сложившаяся ситуация вынуждает предприятия табачной индустрии проводить кампании по защите собственных брендов от подделок», — объясняет генеральный директор ассоциации «Укртютюн» Валентина Хоменко.
Представители антитабачных организаций, которые лоббировали ужесточение законодательства в сфере реализации и потребления табачных изделий, уверены: сокращение объемов производства свидетельствует об отказе части украинцев от вредной привычки. По мнению Андрея Скипальского, одним из ключевых факторов стало внесение изменений в законодательство — ограничение рекламы, в том числе в пунктах продаж, запрет на курение в общественных местах. Правда, согласно данным Ipsos, в 2013 году уровень распространенности курения не снизился. 35,9% населения Украины в возрасте 18-64 курят.
Анна Ковальчук, Катерина Шумило