Кабинет министров опубликовал свое постановление N927, которое продлевает оборот бензинов и дизельного топлива по стандартам «Евро-3» с 22 июля 2014 года до 31 декабря 2015 года, топлива класса «Евро-4» — до 31 декабря 2017 года. Оборот топлив класса «Евро-5» во времени не ограничен.
Напомним, о намерении отказаться от использования «Евро-3» как для бензинов, так и для дизтоплива правительство заявило еще в 2006 году. 1 июля прошлого года закончился срок действия принятого в 2012 году постановления правительства, которое разрешало использование бензина и дизтоплива, произведенных по этому стандарту. Однако в августе Министерство экономического развития и торговли обнародовало приказ о продлении стандарта качества «Евро-3» до конца 2013 года.
К инициативе по продлению разрешения на оборот некачественного топлива крайне негативно относятся нефтепереработчики. «Мы инвестировали значительные средства и потратили много сил на то, чтобы производить бензин по стандарту „Евро-4“ и дизтопливо по стандарту „Евро-5“, с учетом заявлений правительства о том, что менее качественное топливо будет запрещено,— говорит председатель правления ПАО „Укртатнафта“ (Кременчугский НПЗ) Павел Овчаренко.— Сейчас выясняется, что все эти меры были напрасными». Напомним, производить нефтепродукты по стандартам «Евро-4» и «Евро-5» в Украине могут только три завода: Кременчугский, Лисичанский и Одесский.
В пресс-службе ОАО «Галичина» (Дрогобычский НПЗ) вчера заявили, что в связи с продлением использования низкокачественного топлива у переработчиков просто нет смысла инвестировать в улучшение стандартов горючего. «Это траты, которые себя просто не окупят»,— отметили на предприятии.
Эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко считает, что продление использования низкокачественного горючего может быть выгодно тем заправщикам, которые продают некондиционное горючее (так называемую бодягу). «Нефтепродукты, сделанные в кустарных условиях, за счет добавления присадок или на мини-НПЗ, привести к стандартам „Евро-4“ и „Евро-5“ фактически невозможно. А вот продавать их под видом топлива, соответствующего стандарту „Евро-3“, вполне реально,— говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский.— Таким образом, принятие постановления по сути легализует теневой рынок нефтепродуктов, о борьбе с которым ранее так громко заявляли в Кабмине». Напомним, в Министерстве доходов и сборов говорили, что значительную часть топлива могут поставлять маломощные НПЗ, которые получают нефть через нелегальные трубопроводы, а также с помощью краж на нефтепроводах и при этом не платят акцизы и сборы. Ведомство также объявило о масштабной борьбе с контрафактной продукцией.