По данным исследовательской компании GfK Ukraine, доля украинских пользователей интернета, осуществляющих покупки на зарубежных торговых площадках, в 2013 году составила 26%, в то время как в 2012 году она была на уровне 18%. Аналитик GfK Ukraine Дарья Перекосова отмечает, что это произошло благодаря увеличению доверия пользователей к электронной коммерции. В 2014 году рост уже вряд ли будет столь быстрым, а одним из основных сдерживающих факторов станут невысокие темпы роста материального благосостояния граждан, а также усиление конкуренции со стороны украинских интернет-магазинов.
«Мы ожидаем, что в этом году рост количества украинских покупателей в зарубежных интернет-магазинах составит около 5-6 процентных пунктов, и даже согласно самому оптимистическому прогнозу, не превысит 8 п.п.»,— пояснила госпожа Перекосова.
Однако взрыв популярности зарубежных торговых площадок может произойти в том случае, если одна из них выйдет на наш рынок и таким образом обеспечит дополнительные удобства для своих потребителей.
В декабре 2013 года крупнейшие мировые интернет-магазины eBay и TaoBao вышли на соседний с нашим российский рынок. Вместе с этим потребители получили поддержку ряда дополнительных сервисов, самым значительным из которых стала прямая доставка без участия посредников. Сейчас к полноценному запуску в Украине готовится и крупнейшая система онлайн-платежей PayPal, являющаяся приоритетной для многих зарубежных торговых площадок. Руководитель по развитию компании в Европе, на Среднем Востоке и в Африке Коррадо Томассони ранее заявлял СМИ, что после запуска в сентябре 2013 года в России Украина находится на первом месте среди приоритетных стран в СНГ. Сейчас PayPal в нашей стране доступна только для ввода денег, снять же средства со счета украинцы пока не могут. А без этого торговать на eBay очень неудобно.
Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий считает закономерным интерес зарубежных интернет-магазинов к быстро развивающемуся украинскому рынку. Господин Паращий отметил, что после прихода крупных игроков в Украину конкуренция между отечественными интернет-магазинами значительно усилится, и это приведет к закрытию большинства площадок.
«Вопрос в том, насколько серьезная клиентская база будет у отечественных интернет-магазинов к этому моменту. Я не исключаю также и того, что некоторые украинские игроки в этой ситуации примут решение продать свой бизнес западным конкурентам»,— говорит эксперт.
По его словам, учитывая динамичность рынка онлайн-коммерции, процесс вытеснения слабых игроков продлится около года.
С целью увеличения своей клиентской базы интернет-магазины должны предпринимать «инновационные» для украинского рынка шаги.
«В борьбе за покупателя одними из ключевых факторов при покупке через интернет являются цена, логистика и уровень доверия к самой площадке. Однако в Украине отсутствует возможность продажи популярных товаров по более низким ценам, так как практически все они производятся за рубежом»,— рассказал генеральный директор торговой площадки Aukro.ua Сергей Марищук.
Он отметил, что в прошлом году его компания ввела уникальную систему «заморозки платежа» (escrow), позволившую обезопасить покупателей, а в 2014-м планирует провести переговоры с логистическими компаниями, чтобы улучшить сервис доставки — первые результаты этого следует ожидать уже в конце первого квартала. Компания также намерена расширить сферу своего сотрудничества с частным бизнесом, предоставив компаниям выгодные условия для размещения товаров на своей площадке.
Таким образом, проект планирует параллельно с сегментом С2С (client to client — товарные отношения между частными лицами) активно развивать и B2С (business to client — отношения между компанией и частным лицом).