«А это лишает перспективы вообще всю промышленность, поскольку перепроизводство электроэнергии и относительно невысокая цена на нее сегодня — одно из главных индустриальных преимуществ Украины», — сказал он, открывая заседания Кабинета министров в Киеве в среду и очередной раз критикуя соглашения об ассоциации с ЕС.
«Наше задание — укреплять это преимущество на протяжении как можно более длительного времени», — подчеркнул Азаров.
Как сообщалось, Верховная Рада 24 октября 2013 года приняла закон о либерализации энергорынка, поддержанный секретариатом Энергетического сообщества, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Президент Виктор Янукович одновременно с подписанием этого документа поручил премьеру в месячный срок после вступления закона в силу создать Координационный центр по обеспечению внедрения новой модели рынка.
В настоящее время в Украине действует энергорынок единого покупателя, тогда как новый закон предусматривает внедрение модели работы по прямым договорам, рынок контрактов «на сутки вперед» и балансирующий рынок, который даст возможность регулировать дисбаланс, возникающий при производстве электроэнергии. Также предполагается создание рынка дополнительных услуг по закупке маневренных мощностей.
Наиболее спорным в законопроекте является вопрос создания фонда урегулирования стоимостного дисбаланса и его наполнение исключительно за счет средств атомных и гидроэлектростанций.
По мнению представителей атомной отрасли, основной функцией фонда будет получение средств от энергогенерирующих компаний, которые принадлежат государству (АЭС, ГЭС и ГАЭС) для дальнейшего их направления на покрытие убытков, находящейся преимущественно в частной собственности, тепловой генерации, а также гарантированных поставщиков.
Через фонд будут проводиться расчеты за проданную по «зеленым тарифам» электроэнергию, а также возмещаться убытки гарантированных поставщиков от продажи потребителям электроэнергии по регулируемым тарифам и расходы от покупки электроэнергии, произведенной на ТЭЦ и других установках с комбинированным производством электроэнергии по регулируемым ценам и ее продажи по рыночным ценам.
Ранее энергетики и представители промышленности критиковали нынешний энергорынок страны за сильно заниженные тарифы на электроэнергию для населения, что приводит к необходимости перекрестного субсидирования и завышению тарифов на электроэнергию для промышленности, ставя ее в неравные условия с европейскими потребителями, где такое субсидирование практически отсутствует.