Эксперты отмечают, что заменить фонд на рынке некому — западные доноры неохотно работают с малыми НПО. В фонде признают, что их новая политика, инициированная донорами, несет риски для общественного сектора, и намерены искать компромиссное решение.
С 2014 года меняется структура и стратегия работы Международного фонда «Видродження». МФВ официально пока не сообщал о грядущих изменениях, но их ключевые параметры уже согласованы. Выделение новых грантов будет проходить по другим правилам.
Фонд «Видродження» основан в 1990 году с целью «становления открытого демократического общества». Является частью международной сети Open Society Foundation (OSF) со штаб-квартирой в Нью-Йорке. OSF финансируется миллиардером Джорджем Соросом и действует в 70 странах. В 2012 году МФВ предоставил украинским общественным организациям 63,4 млн грн.
Главное изменение касается финансирования небольших НПО, получавших малые гранты, как правило, объемом не более 100-120 тыс. грн. В Нью-Йорке, в руководстве OSF, потребовали радикально сократить их поддержку.
«Ранее мы старались поддерживать как можно больше организаций низового уровня, а нам говорят — стоп, вы разбрасывались. Теперь нам предлагают работать с теми организациями, в отношении которых уже есть доверие»,— рассказал исполнительный директор МФВ Евгений Быстрицкий.
Новая политика фонда будет болезненной для малых НПО, которым будет непросто найти альтернативные источники средств. По мнению участников рынка, в Украине есть три ключевых игрока на рынке финансирования проектов, связанных с лоббированием демократических изменений нормативной базы,— помимо МФВ, гранты на эти цели выделяют Евросоюз и правительство США.
«Остальные игроки, в частности посольства стран—членов ЕС, в другой весовой категории, там намного меньший объем финансирования»,— утверждает глава правления МФВ Александр Сушко.
ЕС выделяет значительные средства на общественный сектор, в 2013 году было выделено 4,3 млн евро безвозвратного финансирования, рассказали в представительстве ЕС. Однако эти средства не могут заменить гранты «Видродження», поскольку ЕС работает лишь с организациями, способными освоить крупные суммы. Минимальный размер гранта составляет 50 тыс. евро.
США в 2012 году выделило $3,4 млн для Украины через Национальный фонд поддержки демократии. Здесь также финансировались довольно крупные проекты, лишь три гранта были ниже планки в $20 тыс. Помимо этого, украинские НПО получили более $1 млн из американского фонда USAID через инициативу UNITER, в данном случае был поддержан ряд недорогих проектов. Дополнительной сложностью при получении средств от западных правительств является то, что во многих случаях заявитель для оформления заявки должен владеть английским языком.
По словам Марьяны Завийской, руководителя направления общественной экспертизы ресурсного центра ГУРТ, в последние годы малым НПО становится все сложнее получить финансирование в Украине. «Если „Видродження“ урежет предоставление малых грантов, у многих НПО остается один выход (для выживания) — вырасти до того уровня, когда организация будет способна реализовать большой проект».
В Фонде признают, что полный отказ от малых грантов будет болезненным для рынка, и обещают сохранить часть прежнего финансирования.
«Поддержка малых НПО была дискуссионным вопросом (в ходе реформы), ведь нас и раньше критиковали за то, что мы даем больше грантов известным организациям, а не тем, кому только предстоит встать на ноги. В итоге мы отстояли (в Нью-Йорке) возможность предоставления малых грантов. Механизм их выделения еще обсуждается»,— рассказал Александр Сушко.
«Обещаю, что даже в новой стратегии мы найдем средства для первичных инициатив. Но то, что возможность их поддержки сократится — это факт. Допускаю, что сокращение будет 40-50%»,— заявил господин Быстрицкий.
Господин Сушко также предположил, что число грантов сократится вполовину — с нынешней планки в 500-600 проектов в год до приблизительно 300.
Реформирование МФВ не связано с политическими событиями ноября-декабря 2013 года — по информации, разработка новой стратегии фонда ведется с начала 2013 года, при этом изменения коснутся всех стран, охваченных сетью OSF. Впрочем, в фонде учли политическую ситуацию в Украине. Одним из приоритетов на 2014 год будет тематика евроинтеграции, хотя еще несколько месяцев назад в МФВ готовились закрыть европейскую программу.
Как известно, после вильнюсского саммита и разгона Евромайдана МФВ прекратил сотрудничество с действующей властью. Теперь в Фонде намерены влиять на предвыборную кампанию 2015 года.
«Один из наших приоритетов — разработка экспертами документа под названием „Общественная повестка дня выборов президента“, который в 2015 году будет использован для проверки кандидатов на соответствие требованиям общественности. Взяв этот документ и сравнив его с программой кандидата, можно будет сказать: этот кандидат получает 10 баллов, этот — 20, а этот совершенно не подходит»,— рассказал Евгений Быстрицкий.
Учитывая противостояние МФВ и власти, проект, несомненно, вызовет протесты и обвинения в том, что фонд вмешивается во внутреннюю политику страны. Впрочем, такие упреки звучали и ранее. В 2004 году «Видродження» обвиняли в поддержке «оранжевой революции». В 2011 году в Партии регионов заявляли о намерении принять закон, ограничивающий финансирование НПО из-за рубежа, но после протеста Евросоюза, с которым Киев тесно сотрудничал на том этапе, эти планы не были реализованы.